Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Точка, точка, запятая

Ольга Решетарь

Пытаясь гармонично развить ребенка, родители часто ориентируются на свои вкусы и желания, подкрепленные личным жизненным опытом. Стремление увидеть в своем ребенке что-то нереализованное ими самими подсознательно притупляет внимание к первым проявлениям его интересов. Талант все равно найдет себе дорогу, но от родителей зависит, какой будет ее начало...

Сделав первые шаги, ребенок отрывается от привычных игрушек. Его зоркие глазенки подмечают, а ручки хватают все, что “плохо лежит”. “Однажды попавший в поле зрения карандаш навсегда становится инструментом проявления детской фантазии, — рассказывает искусствовед, председатель и организатор конкурсов детских рисунков “Зеленый мир Украины” и “10-летие Чернобыля — жизнь в Киеве” Наталия Сухолит. — Сперва спонтанные линии. Немного позже — тренировка очередности событий (провел карандашом — появилась линия или какие-то очертания неправильной формы). И в конечном итоге — тренировка кисти руки.”

В этот начальный период важно поддержать желание рисовать и одновременно контролировать, чтобы карандаш (пока простой, потому что цвета еще сложно воспринимаются) использовался по назначению. Это все-таки заостренный предмет, с которым нужно обращаться осторожно. Дети любят все попробовать на вкус. Постарайтесь уследить, чтобы карандаш не попал в рот.

Совершенно недопустимо наказывать ребенка, повышать голос или вести нравоучительную беседу, если рисунок найдет себе место не на листе заботливо приготовленной вами бумаги, а на обоях спальни или детской комнаты. В такой момент можно навсегда отбить желание рисовать. Это безобидное детское озорство граничит с вашей невнимательностью. За ошибки надо расплачиваться!

В возрасте полтора-два года дети способны воспринимать наипервейшие рекомендации родителей и более осознанно относиться к своим действиям. Их можно научить, например, с помощью четырех линий и треугольника нарисовать домик. При этом изобразительный процесс должен быть похож на интересную игру. Ребенок нарисовал домик, вы его дополнили окошком и рожицей в нем, рассказали какую-то историю. В следующий раз окошко и рожицу ребенок попытается нарисовать сам. И так шаг за шагом будет осваивать квадратики, кружочки, треугольнички, дополняя их одушевленным смыслом.

Вы — первый учитель изобразительного искусства у ребенка, поэтому постарайтесь привить ему интерес, внимательность и аккуратность — своим же примером и своей добротой. Заложенные в благодатную почву семена дадут в свое время прекрасные всходы. А пока продолжается терпеливый труд.

За старание может быть и награда — первые фломастеры и цветные карандаши. Тут, конечно, ждите шкоды... Опять же, “глаз да глаз” уберегут ваши обои, скатерть, покрывало и даже детскую одежду. Это нельзя назвать неряшеством. Скорее — простое любопытство, как проявляет себя новый пишущий предмет. Будьте внимательны! Этот короткий период скоро пройдет. Зато какое удовольствие ребенок получит от цветного изображения своих мыслей на бумаге! А бумаги у него должно быть вдоволь. И вовсе не обяза-тельно спешить в дорогой магазин и покупать только импортное. На нашей отечественной, более пористой и мягкой, легче рисовать и карандашами, и фломастерами. А позже, с трех лет — акварелью и даже гуашью.

“Существуют рекомендации с трех-четырех лет начинать знакомство с аппликацией, но я полагаю: примитивная аппликация не способствует развитию у ребенка хорошего вкуса, — считает Наталия Сухолит. — В рисунке ребенок может проявить себя намного интереснее. И на чем бы он не рисовал — на бумаге, картоне или на обратной стороне рулона с обоями. Увлеченный ребенок трансформирует свое отношение. Но бывает рисуют на обратной стороне обоев, потому что возникает потребность большой площади. Этим психологическим моментом не стоит пренебрегать и загонять юного творца в рамки стандартного листа”.

В пяти-шестилетнем возрасте у ребенка, которому не запрещали рисовать, а, напротив, поддерживали этот интерес и способствовали его развитию, проявляется желание рисовать много и получать квалифицированные советы. Именно в этот период родители должны решить для себя — отдавать ли ребенка в студию изобразительного искусства? Многие студии ориентированы именно на этот возраст. Прислушайтесь к желаниям ребенка. Если у него тяга к рисованию, а не, скажем, к плаванию или фигурному катанию — не заставляйте! Сколько бы вы не пытались ему внушить, что плавание полезно для здоровья, а рисование только время занимает, — большое желание все равно найдет выход. Тем более, что под руководством педагогов он научится основам изобразительного искусства, тонченному восприятию красоты, сможет попробовать свои силы не только в рисовании, живописи, но и в лепке. Для него приоткроется окно в мир искусства. И ему решать — сделать ли шаг дальше.

“Детский рисунок по своей сути — зеркало собственного видения, зеркало сознания на бумаге и отображения большого комплекса проблем, — говорит Наталия Сухолит. — Этот феномен давно изучался психологами и используется как составная часть комплексного лечения детей с психическими расстройствами. Ребенку задается тема и с помощью рисунка врач-психолог пытается разобраться в настроении и состоянии маленького пациента”.

Этот феномен актуален и для здоровых детей. Часто замкнутые дети находят самовыражение в рисунках. Именно они больше времени проводят за этим занятием. Внимательные родители по рисункам, по теме, по цветовой гамме смогут понять, что беспокоит их сына или дочь. Присмотритесь, может быть, они нуждаются в вашей помощи. И не упрекайте их в большом расходовании подручных материалов.

Поощряя желание рисовать, родители помогают детям постичь азы, основы понимания красоты и гармонии природы и человека в ней, научиться утонченно чувствовать, видеть, слышать. И конечная цель приобщения детей к рисованию — не готовить художников-профессионалов, а привить культуру, интеллигентность, сформировать личность.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>