Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Ни дня без книжки

Наталья ОСИПЧУК

Это только в детстве время течет медленно, как песок через пальцы. А в один прекрасный день обнаруживается, что ваш малыш вдруг потянулся к знаниям и попросил почитать ему книжечку. Одна мама "на полном серьезе" уверяла меня, что ее ребенок в три года читает детскую энциклопедию и при этом все понимает. "Какие глупости!" — скажете вы. Но не забывайте, что дети действительно очень разные, и то, что один постигает к школе, другой усваивает в раннем возрасте. Сотрудники Государственной библиотеки Украины для детей рассказали, что в читальный зал, обслуживающий дошкольников, приводят и полуторагодовалых малышей, и двухлеток. Им читают мамы, а дети вни-мательно слушают.

А вообще, по словам заведующей читального зала Надежды Шкоды, читать сейчас стали намного меньше. Со-трудники библиотеки обратили мое внимание и на такую деталь: сейчас заказывают, в основном, украинскую лите-ратуру, а новых поступлений практически нет. Когда-то огромной популярностью пользовались серии "Библио-тека детского сада", "Читаем сами", "Книжка за книжкой". Выходили они и на украинском языке. Вот и получается, что знакомство с первыми книжками — "Сорокой-вороной", "Двумя петрушками", считалочками — у многих могло быть более ярким, если бы красочно оформленные книжки выходили на украинском языке и библиотекарям не приходилось бы бить во все колокола — ведь фонды изнашиваются.

Ну, хорошо, — скажете вы, — с библиотеками разобрались, но и покупка книги сегодня не всем по карману. Поэтому многие, "отучив" своих детей по "Курочке-Рябе", "Репке", "Колобку" передают книжки в другие семьи. Если двухлетним знакомиться с миром сказок еще сложновато (многие детишки любят пробовать книжицы "на зуб"), то с трехлетками инте-реснее. Они уже задают осмысленные вопросы: "Что это?", "Откуда?", "Почему?"; с интересом следят за люби-мыми персонажами. Малы-ши любят яркие книжки о животных, особенно узнавае-мых, — о котике, собачке, зайчике. Впрочем, многие родители всем книжкам и диафильмам предпочитают видео, мотивируя это тем, что их дети не просто смотрят мультики (создание мультипликации), но и развива-ются, "образовываются". Есть сказки, записанные на четырех языках — русском, английском, французском, немецком. Захотел — герой заговорит на любом языке, — вот и польза ребенку. Во многих мультфильмах персо-нажи благополучно уживаются с "бродилками". Напри-мер, в "Синдбаде-мореходе" в морском сражении мальчиш-ки отбиваются от неприятеля арбузами, а в сказке "Али-Баба" вклиниваются игры "Крестики-нолики", "Мозаи-ка", "Тир". Конечно, наивно было бы утверждать, что современные дети не должны знакомиться с компьютерными новинка-ми. Но во всем должна был мера! Часто мамы жалуются и нервный ребенок, и невни-мательный. А каким он мо-жет быть после очередной порции "страшилок"?

Там, где практикуются "ти-хие семейные вечера" с кни-гой, неспешными беседами. и дети спокойны, и не менее любознательны других свер-стников.

Иногда бывает и так: вроде и книжка интересная, а ребе-нок невнимателен. Крутится, вертится -— никак не может сосредоточиться. Когда мы с дочкой сели читать сказку-игрушку "Песик Чапа", ма-лышка вдруг заупрямилась. То ли дело "Приключения Незнайки", где захватывает все: воздушный шар уносит маленьких коротышек в да-лекие края; Незнайка разма-хивает широкополой шля-пой, толстенький Пончик опасается перегрузки, а поэт Цветик сочиняет восторжен-ные стихи.

...А что же Чапа? Красивые картинки, а текст..: "Ищет-ищет Чапа косточку, и никак не найдет". Ребенок задает обезоруживающий вопрос: "Ну, зачем?!"

В три-четыре годика малы-ши, с удовольствием" разучи-вают стишки и песенки. Чи-тая ребенку книгу, "обращайте внимание на описание природы, поступки героев. А читая сказку, которую ребе-нок может слутлть до бесконечности, даже зная ее наизусть, несколько раз повто-рите характеристику героев ("медведь — ленивый", "лиса — хитрая").

Характерная особенность четырехлетних детей — эмо-циональная нестабильность, неустойчивость, повышенная возбудимость. Четырехлетне-му ребенку еще трудно сосре-доточиться, в его памяти ос-таются лишь яркие события — те, что произвели на него сильное впечатление. Поэтому часто, даже различая краски, ребенок рисует собаку зеленой, а дерево — си-ним. В этом возрасте, малыш проявляет особый интерес к слову — с удовольствием разучивает стишки, скороговорки, считалки. Читая сказки, об-ращайте внимание на образ-ные выражения: "лисичка-сес-тричка", "волчонок-братик".

Для пятилетнего ребенка характерна целенаправлен-ность в восприятии окру-жающего мира. Постепенно в мир детства входят и взрослые проблемы. Бед-ность, развод родителей, преступления и несправед-ливость уже не кажутся ка-кими-то абстрактными ве-щами. Поэтому, читая книжку, обращайте внима-ние малыша на поступки героев: справедливо ли по-ступает мачеха, обижая падчерицу? А какое доброе сердце у феи, искренне лю-бящей Золушку! Если бы принцип "ни дня без книж-ки" воплотился в жизнь, бы-ло бы замечательно.

Самое благоприятное вре-мя для чтения — после завт-рака за полтора-два часа до обеда, во второй половине дня — с 16 до 18 часов. В это время дети с удовольствием слушают взрослых, хорошо понимают содержание про-читанного. Рассказы лучше всего читать 3-4 раза в неде-лю, по одному в день. Сказку лучше рассказывать после дневного сна.

Исходя из собственного опыта, советую предвари-тельно ознакомиться с содер-жанием книжки. А то я как-то купила красивую книжеч-ку "Шоколадный домик" — "вкусную" сказку о леденцо-вых окнах, шоколадных две-рях и о трубе в виде булоч-ки... И вдруг: "мать приказа-ла отвести детей в лес и там оставить. Дети горько плака-ли... К ним вышла бабушка, пригласила в дом выпить го-рячего шоколада. Но это ока-залась злая ведьма..." В ко-нечном счете мой ребенок этой сказкой был расстроен. Если исходить из рекоменда-ций педагогов, и после чте-ния предложить ребенку на-рисовать или вылепить по-любившегося героя, то неиз-вестно еще, что он нарисует.

Что ж, рецепт прост: хоти-те воспитать доброго челове-ка — читайте ему добрые книжки.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>