Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Дисциплина, основанная на любви

Татьяна Козак, психолог

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Речь идет о постановке границ дозволенного, то есть о четком определении для ребенка – что можно и чего нельзя. Маленькие дети не умеют мыслить рационально и разумные доводы мало эффективны в управлении их поведением. Только четкие рамки допустимого поведения и логические последствия непослушания могут помочь им вести себя должным образом. Современные психологические исследования показали, что в семьях, где присутствует разумная требовательность, дети вырастают наиболее приспособленными взрослыми, умеют принимать решения, следовать нормам, и сотрудничать с другими.

Попробуем разобраться: можно ли поддерживать дисциплину, сохраняя при этом любовь и уважение к ребенку?

Правила разумной требовательности к ребенку.

  • Не отменяйте требования и распоряжения без крайней необходимости.
  • Просьбы и распоряжения должны быть сформулированы ясно и четко.
  • Приучайте детей сразу же выполнять порученное задание и слушаться с первого слова.
  • Родителям важно поддерживать авторитет друг друга. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости и характере распоряжений. В присутствии детей у родителей вообще не должно быть разногласий, так как это разрушит авторитет обоих. Но если родители все же поссорились в присутствии детей, нужно обязательно помириться тоже в присутствии детей.
  • Не оставляйте без наказания непослушание, усиливая наказание при повторном непослушании.
  • Не изменяйте требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера. То разрешая, то запрещая, взрослые не только лишают ребенка четких ориентиров, но и способствуют развитию таких качеств, как хитрость, изворотливость и упрямство.
  • Не командуйте постоянно детьми и не давайте им слишком частых приказаний (иначе ваш дом будет похож на казарму).
  • Давайте ребенку посильные задания, не требуя выполнения слишком сложного для него поручения и в то же время, не поручая заданий, справиться с которыми ему будет очень легко. Если задания и поручения взрослых оказываются слишком легкими, то ребенок постепенно приучиться избегать всего, что требует усилий и труда.
  • Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь и ласка, нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения. Маленьким детям нельзя позволять трепать вас за волосы или дергать за уши, ударять даже в шутку.

Ребенку необходимо знать, что его родители тоже имеют свои права и что, несмотря на приветливость и ласковое обращение, они умеют проявлять твердость и не позволят ему поступать неразумно и грубить. Ребенок будет сильнее любить таких родителей. Это приучит ребенка уживаться и с другими людьми. Избалованный ребенок не может чувствовать себя счастливым. Оказавшись в коллективе других людей, будь то в 2, 4 или в шесть лет, его ожидает жесткое разочарование. Он обнаружит, что никто не собирается нянчиться с ним. Никто не будет любить такого ребенка за эгоизм.

Если родители сумеют укрепить дисциплину и не сойдут с правильного пути, они с удовольствием обнаружат, что ребенок не только начнет себя лучше вести, но и станет, горазда счастливее.

О НАКАЗАНИИ.

- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому

- Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой “профилактики”, никаких наказаний “на всякий случай.

  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый.
  • Нельзя наказывать за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было.
  • Лучше не наказывать чем наказывать запоздало. Всякий проступок имеет свой срок давности. Если срок давности вышел, лучше оставить, простить. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь с начала.
  • Без унижения. Что бы ни было, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
  • Не наказывать трудом. Ни чтением, ни уборкой, ни мытьем посуды и т.п. Такие наказания способны привить отвращение к труду, а в больших дозах – и к жизни.
  • Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой, они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
  • В отношениях к ребенку недопустимы резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

  • Когда болен, испытывает какие либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы.
  • Когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  • Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват он сам) – нужно переждать пока утихнет острая боль.
  • Когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, прилагая при этом искренние старания, кода проявляет неспособность, неловкость, неопытность – во всех случаях, когда что либо не получается.
  • Когда внутренние мотивы проступка нам непонятны.
  • Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены, или раздражены по каким-то своим причинам. В этом случае гнев всегда лжет.
  • Ругая, не переходить на личность. Определять только поступки, только конкретные действия. Не “ты плохой”, а “ты сделал плохо”. Не “ты жестокий”, а “ты поступил жестоко”.

НАКАЗАНИЕ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ.

Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

  • ТЕРПЕНИЕМ. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  • ОБЪЯСНЕНИЕМ. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
  • ОТВЛЕЧЕНИЕМ. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
  • НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.
  • НАГРАДАМИ. На худой конец, они более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать от вас похвалу.

При работе над данной статьей были использованы материалы Росса Кемпбелла, Бенджамина Спока, Аллана Фромма, Владимира Леви, Н.Е. Пестова и др.

(продолжение следует…)



Комментарии:

 
Гаухар ( 03.04.2008    11:39 )

Можно сделать кое-какие заметки для себя. Полезные советы.

 
Михаил ( 24.04.2008    10:09 )

Отличная статья, спасибо!

 
Наташа ( 29.04.2008    14:47 )

К сожалению, нет конкретики: масса ограничений - и так не наказывать, и сяк не наказывать, а как же МОЖНО наказывать?

 
Павел ( 06.05.2008    10:44 )

"Наташа ( 29.04.2008 14:47 )

К сожалению, нет конкретики: масса ограничений - и так не наказывать, и сяк не наказывать, а как же МОЖНО наказывать?
"

Вы наверное не очень внимательно читали, либо не вникли в методику. Хотя бы заголовок перечитайте "Дисциплина, основанная на любви" - любя наказывайте свое чудо-чадо, ЛЮБЯ!

Наказывают не для того чтобы сделать больно ребенку или выработать рефлекс (страх перед наказанием), а для того чтобы установить рамки дозволенного. Причем методами описанными выше.

А конкретики Вы не услышите, каждый ребенок - индивидуальная личность, от этого и отталкивайтесь для конкретных действий.

 
Ника ( 07.05.2008    10:35 )

мой старший сын, ему 10 лет,на мои просьбы и замечания с первого раза никогда не реагирует.Как быть?

 
елена ( 24.05.2008    09:05 )

статья очень полезная и нужная .Я считаю, что без наказания нет воспитания. Наказания учат детей контролировать свое поведение.
Главное,чтоб наказание не бы жестоким и совершено с горяча.

 
ольга ( 29.05.2008    18:48 )

полезная статья,но прежде нужно научиться контролировать свои эмоции,что у меня получается не всегда к сожалению.

 
Valert ( 29.01.2009    11:28 )

Как я раньше не понял, что этот путь самый короткий

 
Вика ( 22.04.2010    11:58 )

Я своим детям часто говорю: "Ты не слушаешься, поэтому меня расстраиваешь, может не любишь меня? Если любишь то сделай. пожалуйста!" Обычно говорит что :да, мама. я заканчиваю то то и то то иду!!

Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>