Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Характер или болезнь?

Михаил Соболев, детский врач

Знакомая для многих картина: на детской площадке мамы и бабушки наперебой рассказывают друг другу о талантах своих малышей. Кто-то уже знает все буквы, кто-то помнит наизусть множество стихов, а кто-то даже умеет читать. Но встречаются среди них мамы, которым нечем похвастаться: их чада не «блещут» талантами.

 

Понятием «медлительный» ребенок оперируют в основном детские психологи. При этом медлительность, заторможенность объясняют особенностями характера, темперамента, так же как неустойчивое внимание и плохую память. Однако мой многолетний опыт работы показывает, что среди школьников, неуспеваемость которых склонны объяснять их природной медлительностью, большинство — дети со скрытой патологией внутренних органов. Именно они в возрасте трех — пяти лет плохо запоминали стихи и буквы, но до школы этому, как правило, не придается особого значения, однако, при поступлении в первый класс отставание в развитии становится очевидным.

Несколько лет назад я осматривал восьмилетнего мальчика по поводу болей в спине после травмы. При системной диагностике (кроме изменений в позвоночнике), на радужной оболочке его глаз я обнаружил ряд тревожных знаков, говоривших о функциональной (то есть преходящей) патологии сосудов некоторых отделов головного мозга.

Системная диагностика — это новое понятие, при котором уделяется внимание не только больным органам, а оценивается весь человек как единая и неделимая система, в которой все его органы взаимозависимы. При этом уделяется обязательное внимание наследственности человека, конституциональному типу его тела, образу жизни, проблемам сознания.

Я поинтересовался у мамы, не беспокоят ли сына головные боли и какая успеваемость в школе. Оказалось, что ребенок периодически жалуется на недомогания после занятий, а с успеваемостью — большие проблемы.

«Да он вообще такой — медлительный, заторможенный... Память у него плохая, дома над уроками долго сидит, сосредоточиться не может. Это, наверное, наследственное... У него и папа такой же тугодум, да и дедушка очень рассеянный, по десять раз повторять им все надо...» Отчасти женщина была права. Но не рассеянность и медлительность как явления передаются по наследству, а генетическая предрасположенность, в данном случае, к сосудистым нарушениям в определенных участках головного мозга, которая после определенных провокаций так или иначе может отразиться на высшей нервной деятельности и взрослого человека, и ребенка.

Немного побеседовав с мамой, я выяснил, что все перечисленные симптомы были у мальчика еще в дошкольном возрасте. Говорить он начал значительно позже сверстников, особого интереса к обучению не проявлял.

К сожалению, в медицине период формирования болезни, до появления первых понятных признаков и жалоб, как правило, не учитывается. Нет конкретной жалобы — нет и симптома, нет симптома — нет диагноза, нет диагноза — нет и болезни, а значит, и лечить нечего. Подробней с болезнями можно ознакомиться тут, список болезней.

 

Однако в данном конкретном случае плохая работа сосудистого русла отдельных участков мозга рано или поздно приведет сначала к повышенной утомляемости, что будет выражаться в головной боли, позже — к снижению внимания, памяти. Непонимающая мама, считая, что «сын вообще такой...», раздражаясь по этому поводу, награждала малыша подзатыльниками. Школьные учителя ругали, ставили двойки. Немудрено, что после всего этого у ребенка появилось негативное отношение к школе.

Кроме сосудистых расстройств, я обнаружил у мальчика нарушения подвижности нескольких суставов в шейном отделе позвоночника, которые могли вызывать нарушения магистрального кровотока головного мозга, что само по себе приводит к головокружениям и хроническим головным болям. Утомление и боль всегда снижают ферментативную активность пищеварительных соков, поэтому я предположил, что у мальчика плохой аппетит — мама подтвердила это. Низкий уровень ферментативной активности пищеварительных желез снижает уровень иммунитета, что в свою очередь, делает ребенка более восприимчивым к простудным и инфекционным заболеваниям. Прежде чем делать выводы о характере вашего ребенка, необходимо проверить его здоровье.

Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни выполняют любую работу очень быстро и приступают к ней без какой-либо подготовки — у них «в руках все горит», а другие составляют сначала в уме план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно начинают действовать. Они даже карандаш затачивают с торжественной медлительностью патриарха, полностью сосредоточившись на этом эпохальном действе. Люди такого конституционального типа, как правило, склонны к полноте и могут набирать вес даже при ограничении калорий. В еде привлекает их не столько вид, сколько аромат: они просто «идут на запах». Аппетит приходит к ним во время еды, они свободно могут пропускать завтрак и обед, если им об этом не напоминать, но уж если они сели за стол... Информация, как правило, не усваивается ими с первого раза — необходимо двух- или трехкратное повторение, но уж если они что-нибудь запомнили, то это на всю жизнь.

Все это связано с индивидуальными конституциональными особенностями психофизиологических процессов, с которыми человек рождается. Люди такого типа, как правило, страдают хронической отечностью носоглотки, трансформирующейся в аденоиды и полипы. Чаще всего такие дети рослые и самые упитанные среди сверстников, они широки в кости, медлительны в движениях, склонны к излишней потливости. Волосы их, независимо от цвета, чаще всего густые и вьющиеся, зубы очень крепкие, крупные. Такие малыши хорошо переносят физическую нагрузку, но легко утомляются от быстро поступающей информации, хотя эмоционально более устойчивы многих сверстников.

Действительно, если такого ребенка не «дергать», учиться в школе он будет вполне прилично, поскольку для него определенный темп мысли и действия — норма. Однако на примере с восьмилетним мальчиком очевидно, что проблемы с обучением рождаются не только из-за характера ребенка. Цепочка нарушений, подобная выявленной у этого малыша, может быть у любых детей, генетически слабые звенья которых неизвестны, они могут и не давать о себе знать некоторое время, но в любом случае приводят к болезни.

Поэтому, если вы недовольны умственными способностями своего ребенка, или вам нечем похвастаться перед мамами его сверстников, первым делом взгляните в зеркало: вспомните, какими в детстве были вы сами, сколько усилий тратили, чтобы выучить стихотворение или решить задачу по математике, надолго ли удерживалась в вашей голове различная информация. Постарайтесь понять, что неуспехи вашего сына или дочери — отражение ваших собственных генетических недостатков, которые вы передали по наследству.

Ребенок всегда живет в предлагаемых ему обстоятельствах и не в силах изменить что-либо. Неблагоприятная внутрисемейная обстановка — первый повод для проявления генетических «слабостей». Проанализируйте, все ли благополучно в вашем доме, может быть, от этого зависит здоровье вашего малыша.

Дыхательная гимнастика, основанная на задержке дыхания после обычного выдоха, способствует активизации усвоения кислорода тканями. Дыхание необходимо задержать на несколько секунд до появления легкого ощущения недостатка воздуха. Обращение к такой гимнастике полезно как можно чаще, однако, в пределах здравого смысла. Регулярные занятия по такой методике могут решить очень многие проблемы со здоровьем.

Для восстановления баланса сил ребенка используйте ароматизацию, для этого необходимо вдыхать запахи можжевельника, эвкалипта, камфоры, гвоздики.

Следите за тем, что ест ваш ребенок. Очень полезен салат, в котором есть свежий корень имбиря. Так же полезен имбирный чай — щепотка сухого имбиря, прокипяченная в 200 г воды. Однако необходимо несколько сократить потребление сливок, молока, мороженого.

Массаж и самомассаж шейно-воротниковой зоны рефлекторно активизируют мозговой кровоток, оптимизирует вегетативные функции. Массаж следует проводить курсом по десять — пятнадцать сеансов, два-три раза в год.

Почаще обращайте внимание на чистоту носового дыхания ребенка. При частых беспричинных насморках обратитесь к отоларингологу для консультации.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>