Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Почему я не такой, как все?

Светлана Шебанова, психолог

Катерина всегда знала, что ее Дима не такой, как все. Это было даже предметом родительской гордости: “Дима всегда идет не в ногу с другими детьми”, Юн существует в другой системе координат”, “Очень творческая и артистическая натура”, “Прирожденный индивидуалист”. Диму даже водили на собеседование в какой-то суперлицей, но как сказала Катерина (его мама): “На него что-то нашло: он не проявил себя и отказался демонстрировать свои таланты”. В итоге Дима в положенный срок пошел в соседнюю школу и очень скоро у него начались проблемы.

Учительница, смеясь, называла его “очарованная душа” или “заколдованный принц”. Дима все время на уроках был забывчив, невнимателен, витал где-то в облаках. Когда его вызывали, отвечал невпопад. Дети смеялись. Вскоре Дима заявил: “Я не буду больше ходить в школу - она неправильная”.

Была ли причиной “неправильная школа” или “неправильность” заключалась в самом Диме - это не меняло сути проблемы. Катерина, женщина образованная и активная, решила обратиться к детскому психологу. К сожалению, таких мам пока немного, обычно во всем обвиняют школу или учительницу (что в принципе одно и то же) и побыстрее переводят ребенка в другую школу, где продолжается та же история.

В настоящее время у нас пока существуют школы трех типов: со специальным уклоном (лицеи), обычные и специализированные. В лицеях, как правило, учатся те дети, которым родители хотят дать особенное образование, в обычных школах учатся обычные дети, а в специализированных собраны от медлительных мутноглазых дебилов до заводных ясноглазых шустриков, чей бьющий через край темперамент не вписался в рамки учебного процесса.

Но и в обычной школе диапазон различий не меньше, просто это не так сильно бросается в глаза постороннему человеку. Но учителя-то знают.

Американцы, у которых школа не мыслится без психолога, на основе данных регулярного тестирования утверждают, что из-за врожденных отклонений учебные проблемы встречаются только у одного ребенка из шести (во всяком случае у них). Это могут быть как дети алкоголиков, так и университетских профессоров. Как видите, привкус социального неблагополучия в этой проблеме уже не ощущается так остро. Другой взгляд на эту проблему появился с тех пор, когда педагоги и психологи научились диагностировать неспособность к учебе у детей с высоким индексом интеллекта.

Долгое время лучшим лекарством от неспособности к учебе многие американские родители, как и большинство наших, считали ремень. Большая заслуга психологов заключалась в изменении общественного взгляда на эту проблему Они доказали: никто не рождается разгильдяем. Все дети хотят справиться с задачами, которые перед ними ставят, получать похвалы и хорошие отметки. Но многие из них изначально обречены на поражение, поскольку в их головах “проводочки по-другому натянуты”. Или точнее сказать, их “инструмент” настроен в другой тональности. Поэтому в общем оркестре они всегда будут звучать фальшиво, пусть даже им досталась скрипка Страдивари.

Первые признаки будущих учебных проблем можно обнаружить у ребенка уже на втором году жизни. Умственные способности у этих малышей обычно вполне нормальные или даже выше средних. Но те приемы обучения, которые прекрасно подходят для большинства детей, в их случае не работают.

Обычно у таких малышей возникают проблемы с получением, переработкой, хранением и использованием информации. В этом цикле отмечаются постоянные сбои, искажения, которые проявляются в грубых речевых ошибках, а позднее и при письме.

У некоторых детей наблюдается также нарушение координации движений, отставание от сверстников в развитии моторных навыков (они плохо ловят мяч, не могут в положенный срок освоить трехколесный велосипед, никак не научатся правильно держать и пользоваться карандашом). Примерно четвертая часть этих детей имеют проблемы с концентрацией внимания и (или) страдают гиперактивностью.

Результат, как правило: школьная успеваемость ребенка намного ниже его интеллектуальных возможностей.

К счастью, при поддержке родителей, учителей и специалистов ребенок с учебными проблемами может со временем освоить те приемы и методы, которые позволят ему реализовать свой потенциал и получить образование, соответствующее его способностям и интересам.

Чем раньше его проблемы будут замечены и сформулированы, тем успешнее он с ними справится. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом. Своевременно принятые меры помогут сохранить самооценку ребенка и его природную любовь к учению, свойственную всем детям.

 

Какие же они — симптомы учебных проблем?

Возраст

Язык

Память

Внимание

Моторные навыки

Другие функции

Дош-
кольник

Проблемы с произ-
ношением, медленное расширение словарного запаса, неумение

и нежелание рассказывать

Проблемы с запо-
минанием цифр, трудности с пере-
числением по порядку (скажем дней недели)

Неумение сидеть спокойно или заняться каким-нибудь делом, постоянное переключение внимания; беспокойство

Проблемы с самообслужи-ванием (застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, расчесыванием), неуклюжесть, нежелание рисовать

Трудности с различием “право-лево”, с отнесением предметов к определенной категории

1– 3 классы

Медленное освоение чтения, трудности с выполнением указаний и инструкций, проблемы правописания

Трудности при запоминании новых фактов, припоминании

раннее выученного

Импульсив-ность, отвлекае-мость, ошибки из-за невнимательности

Проблемы с чистописанием: плохой почерк, постоянно меняющиеся размер и форма букв

Трудности в усвоении математических понятий и категорий времени

 

Рекомендации родителям

Наблюдайте за ребенком. Ведите записи его поведения и успехов. Особое внимание обращайте на такие вещи, как способность удерживать внимание на одном предмете, умение делать то же, что и другие дети его возраста, желание или нежелание делать усилия, склонность к самостоятельным действиям и решениям или, наоборот, зависимость от окружающих.

Остерегайтесь поспешных выводов. Все дети время от времени сталкиваются с теми или иными трудностями, но “проблемные” дети испытывают эти трудности чаще и дольше.

Сходите на прием к педиатру. Регулярные плановые медосмотры, а также, в случае необходимости, консультации с психологом помогут исключить ошибочный диагноз. Часто в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением. Чтобы ему помочь, вам нужно вначале точно узнать, какого рода помощь ему необходима.

Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Профессионалы, работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и отклонения. Даже педагог, который вам лично несимпатичен, может сказать что-то важное и ценное. В интересах ребенка, а значит и в ваших, собрать как можно больше полезной информации. Будьте особенно внимательны, если педагог видит проблему там, где вы ее не видите. Часто в такой ситуации велика вероятность забыть (потому что не хочется это помнить и знать), не поверить, не придать значения. Между тем, все сомнения учителя должны быть проверены так же тщательно, как и ваши.

Влияние наследственности. Примерно 40 % детей с учебными проблемами имеют хотя бы одного родственника с таким же диагнозом. Однако наличие такой проблемы в роду совершенно не означает, что ребенок непременно ее унаследует.

Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребенка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств. Это и недоверие, и разочарование, и чувство вины, и ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача. Не решив ее, невозможно даже подступиться к следующей и главной.

Расставание с образом идеального ребенка всегда болезненно, но большинство родителей, так или иначе, проходят через это. Да и что собственно произошло? Вы его по-прежнему любите. Он по-прежнему с вами. Вы просто узнали, что у него есть проблемы, что ему особенно нужна ваша помощь. Такие открытия часто объединяют семью. Если до этого момента каждый из вас был поглощен своей собственной жизнью и карьерой, то теперь вы наверняка направили совместные усилия на устранение неблагоприятных последствий.

Собирайте информацию. Узнайте все что можно о своем ребенке, о его сильных и слабых сторонах, пристрастиях и антипатиях.

Прочтите все, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребенка.

Работайте в постоянном контакте с учителем. Часто дети с учебными проблемами могут продолжать обучение в том же классе, просто вам придется больше времени уделять домашним занятиям, используя специальные методики и собственные находки.

Держите учителя в курсе ваших дел. Не бойтесь обращаться к учителю со специальными просьбами. Например, в течение какого-то времени пока идет “перенастройка” не проверять знания ребенка. И, наоборот, в какой-то день вызвать его к доске и дать ему шанс продемонстрировать свои достижения.

Поощряйте сильные стороны ребенка. Каждый человек в чем-то сильнее, а в чем-то слабее. Каждый имеет свои пристрастия и интересы. Помогите ребенку стать действительно знатоком и виртуозом в каком-либо деле, которое ему интересно и лучше дается. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.

Научите ребенка действовать в собственных интересах. Только он сам может сказать вам, что для него трудно и неприятно, а что облегчает ему жизнь. Чаще задавайте ребенку вопросы, приучайте анализировать ситуацию: "Тебе удобнее делать уроки, когда ты один в своей комнате или рядом со мной на кухне?" "Начнем с математики или украинского?".

Четырехлетний ребенок уже в состоянии понять и сказать, какой способ действий для него легче и удобнее. Семилетний - в состоянии попросить учителя пересадить его на другое место, так как сосед отвлекает его, или потому что, сидя за первой партой, он лучше понимает задание.

Будьте оптимистичны. Учебные проблемы — это не приговор, а вызов, который нужно принять.

Вы не можете усеять путь своего ребенка розами без шипов. Этого не сможет сделать никто: ни родители гениев, ни монархи. Ваше преимущество в том, что вы знаете, какая именно у вас проблема, и можете приступать к ее решению.

По материалам - детские продукты питания оптом и в розницу.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>