Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Почему нелегко быть отцом

Журнал "Мама и Я"

Отцов отделяют от детей их собственные страсти. Если ты помнишь о своих грехах, в чем ты смеешь упрекать своего сына?

Франсуа Мориак

Всесторонне раскрыть и описать историю материнской любви так же трудно, вернее, невозможно, как и историю сексуальной культуры. Эти понятия в разные времена у различных народов наполнялись качественно иным содержанием.

Французская исследовательница Элизабет Бадинтер, проследившая историю взаимоотношений матери к своим детям во Франции в течение четырех столетий (XVII — XX веков), пришла к убеждению, что материнский инстинкт — это миф. “Материнская любовь”, — заметила она, — “может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от конкретной матери, ее индивидуальной истории и от истории общества”.

Согласно исследованиям, во Франции до середины XVIII века ни понятия, ни чувства, которые принято называть материнской любовью не существовало. Только во второй половине XVIII века постепенно она становится обязательной, нормативной установкой культуры. Общество начинает уделять больше внимания социальной заботе о детях, ребенок становится центром семьи, причем главная ответственность за него возлагается на мать.

Настоятельно пропагандируется идеальный образ нежной, любящей матери, находящей свое предназначение и счастье в детях. “Новые матери”, которые первоначально появились среди состоятельной и просвещенной средней буржуазии, и в самом деле стали больше, а главное — иначе заботиться о детях. Аристократкам же и светским дамам XVIII века было недосуг заниматься детьми. Совсем по другим причинам этого не могли позволить себе пролетарские и мелкобуржуазные семьи. Длительная кампания в защиту прав матери и ребенка принесла реальные плоды. Не любить детей стало стыдно и “плохие матери” маскировались под “хороших”.

В конце XVIII века начинается активная кампания за то, чтобы матери сами вскармливали младенцев, не доверяя их наемным кормилицам. Требуют (и добиваются) отмены и наказания за рукоприкладство. Уделяется больше внимания гигиене ребенка, возникает специальный раздел медицины — педиатрия. Интересен факт: Людовика XIII регулярно пороли с двух лет, а впервые выкупали почти в семилетнем возрасте!

Во второй половине XX века женщина уже не может и не хочет быть только верной супругой и добродетельной матерью. Ее самооценка строится на других приоритетах: профессиональных достижениях, социальной независимости, самостоятельно достигнутом, а не приобретенном благодаря замужеству общественном положении. Некоторые традиционно материнские (хотя и в прошлом их нередко выполняли другие женщины) функции по уходу и воспитанию детей берут на себя профессионалы: детские врачи, няни, воспитательницы, специализированные общественные учреждения — ясли, детские сады. Это не уменьшает ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

В истории материнства много неясностей. А что мы знаем об институте отцовства?

По словам американской исследовательницы Маргарет Мид: “Отец — это биологическая необходимость и социальная случайность”. Проблема — “отец — маленький ребенок” — практически отсутствует в социологических историко-этнографических исследованиях.

Отечественная психология, являясь принципиально бесполой, все наблюдаемые различия в поведении и психике мужчин и женщин по отношению к детям обычно списывают на биологию.

Разумеется, различие отцовства и материнства имеет свои биологические основания. Вскармливание ребенка — женская обязанность, которая и составляет саму сущность материнства. Недаром слово “мама” во многих языках, от древнеегипетского до языка австралийских аборигенов, обозначает грудь. В мужском жизненном цикле нет аналога такому событию, как роды, хотя некоторые культуры имитируют его искусственно. Например, у индейцев Южной Америки существует специальный обычай “кувада” (“мужские роды”), когда во время рождения ребенка отец корчится от боли, проходит очистительные обряды и тому подобное. Этнографы по-разному объясняют этот обычай. Одни видят в нем попытку обмануть злых духов, отвлечь их внимание от роженицы. Другие полагают, что “кувада символически подчеркивает связь отца с ребенком. Третьи усматривают здесь стремление преодолеть ограниченность половой дифференциации, совместив в одном лице и женское, и мужское начала.

Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен. У многих народов существуют строгие правила, ограничивающие контакты между отцом и детьми, делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности.

Вспомним еще раз традиционный этикет кавказских горцев. Обычай требовал, чтобы при посторонних, особенно при старших, отец вообще не проявлял к ребенку каких-либо чувств. По свидетельству К. Хетагурова, “только в самом интимном кругу (жены и детей) или с глазу на глаз позволительно отцу дать волю своим чувствам и понянчить, приласкать детей. Если осетина-отца в прежние времена случайно заставали с ребенком на руках, то он не задумываясь бросал малютку куда попало... Я не помню, чтобы отец назвал меня когда-нибудь по имени. Говоря обо мне, он всегда выражался так: “Где наш сын? Не видал ли кто нашего мальчика?”.

Культ мужчины был всегда культом силы и суровости. А невостребованные, скрываемые чувства атрофируются.

Как выглядит институт отцовства сегодня?

Представления о слабости и неадекватности современных отцов, распространенные в нашей литературе, мало чем отличаются от существующих, например, в США. В обеих странах ученые и публицисты отмечают рост безотцовщины, незначительность отцовких контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогическую некомпетентность отцов, их незаинтересованность заниматься уходом особенно за маленькими детьми. Сходные тенденции отмечают западноевропейские и японские социологи.

На чем же основано убеждение, что отцовский вклад в воспитание потомства снижается? Прежде всего, оно отражает ломку традиционной системы взаимоотношений внутри семьи. В патриархальной семье отец олицетворял власть, выступал как кормилец, высший блюститель дисциплины, был примером для подражания и нередко — непосредственным наставником. В современной городской семье, под влиянием женского равноправия, тесного семейного быта, где для отца не предусмотрено пьедестала, эти традиционные источники отцовского авторитета ослабевают.

Характерен в этом смысле пример Японии. Старая японская семья, основанная на идеях конфуцианства, была последовательно патриархальной и авторитарной. Интересы дома ставились неизмеримо выше интересов отдельных членов семьи, а власть отца как главы дома была практически безгранична. Он мог расторгнуть брак сына (до 30 лет) или дочери (до 25 лет). В литературных описаниях отец обычно изображается строгим и грозным, а мать — нежной и любящей.

В последние десятилетия японские этнографы, социологи и психологи единодушно отмечают падение отцовского и рост материнского влияния. Из 542 японских городских подростков, отвечавших на вопрос: “Говорит ли ваш отец, какой образ жизни вы должны вести сейчас и в будущем?”, — только четверть ответила “да”; почти три четверти сказали, что не говорят с отцами о подобных вещах и не следуют отцовским советам. Социологи опросили 12 тысяч супружеских пар: “Если ребенок не слушается, кто, по-вашему, должен сделать ему замечание?” и “Кто в вашем доме фактически его делает?” Оказалось, что от отца этого ожидают значительно чаще, чем от матери. Хотя матери чаще отцов наказывают своих детей, последние общаются с ними гораздо больше. По данным опроса молодежи от 15 до 23 лет, с матерью свои дела обсуждали 85,9 %, с отцом — только 57,7 %, а 34,7 % подростков вообще не советуются и не делятся с ним своими проблемами.

Образ грозного отца, которого старая японская поговорка уподобляла землетрясению, грому и молнии, явно не соответствует современным представлениям. Как пишет известный этнограф Тие Накане, традиционный отцовский авторитет поддерживался не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением главы семьи, фактическое же распределение семейных ролей всегда было более или менее индивидуальным и изменчивым. Сегодняшняя культура скорее признает и закрепляет этот факт, видоизменяя привычные социальные стереотипы.

Определить реальный вклад отца в воспитание детей очень сложно. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что отсутствие в семье этого “невидимого”, “некомпетентного” и “невнимательного” родителя весьма ощутимо. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, чаще наблюдаются неврозы, они труднее налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца также отрицательно сказывается на учебной успеваемости и самоуважении детей. Мальчикам труднее усвоить мужской стиль поведения, поэтому они склонны к агрессивности, грубости, драчливости. Связь между отсутствием или слабостью отцовского начала в семье и агрессивностью подростков подтверждает и статистика некоторых уголовных преступлений.

Многие неполные семьи испытывают материальные затруднения. Женщина-мать, оставленная мужем, часто психологически травмирована, что отражается на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости и вежливости, нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, признают и даже подчеркивают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех реальных и воображаемых опасностей. Чрезмерно опекаемый, заласканный “маменькин сынок” вырастает пассивным, физически и морально слабым. Сильная зависимость от матери нередко сочетается у ребенка с чувством враждебности к ней и идеализацией отсутствующего отца.

Наконец, учтем, что две трети разводов у нас сейчас происходят по инициативе женщины. Тогда правомерен вопрос: почему именно эта мать оказалась одинокой? Может быть, психологические трудности ребенка и отсутствие у него отца вызваны одной и той же причиной, коренящейся в характере матери? Так что судить о влиянии отца по последствиям безотцовщины не совсем корректно.

Демократизация внутрисемейных отношений делает их эмоционально более свободными и теплыми, но порождает новые проблемы. В большинстве патриархальных обществ отцовские заботы о воспитании (преимущественно сыновей) начинались, когда ребенок достигал шести — восьми лет. Современные дети в этом возрасте уже идут в школу, так что отцовские педагогические функции обобществляются гораздо сильнее и эффективнее, нежели материнские. А к эмоциональной близости с маленькими детьми мужчины исторически и психологически не подготовлены.

Переориентация с отношений власти и подчинения на более тонкие, интимные и сложные отношения индивидуальной привязанности и любви к ребенку для мужчины особенно трудна.

Вспомним стереотип педагогической беспомощности и некомпетентности отцов (хотя почти все классики педагогики — мужчины). Американские исследователи Р. Дэй и У. Маккей, проанализировав 218 карикатур, изображающих взрослых с детьми, нашли, что почти в четырех из каждых пяти карикатур мужчины изображены некомпетентными. Понятно, что такой стереотип не способствует поддержанию отцовского авторитета! К тому же этот созданный образ не соответствует действительности, поскольку оценивает мужчин по традиционно женским критериям, ведь речь идет о деятельности, которой отцы никогда раньше всерьез не занимались и к которой они социально-психологически, а возможно, и биологически плохо подготовлены.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>