Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Аутичный ребенок

Психолог Виталия Шебанова

“Мы и не заметили как наш сын стал для нас загадкой... Раньше мы гордились тем, что Андрюша неординарный, нестандартный, не такой, как все... Теперь все чаще задумываемся над тем, насколько нормальны его фокусы, чудачества и странности. Его не поласкаешь, не обнимешь. Он всегда недоступен, как крепость, которую и штурмом не возьмешь. Не кроется ли в этом проявление болезни? Мы решили обратиться к психологу”.

Знакомство

Мама и папа буквально насильно втащили четырехлетнего малыша в мой кабинет. Ребенок, не пытаясь скрыть нахлынувшую на него ярость, истошно кричал и отчаянно колотил маму по коленкам. Было видно, что он на пределе своих возможностей и сил. Ему необходимо было вырваться наружу. Любое мое обращение к нему оставалось без ответа, поэтому, так и не сумев справиться с ребенком, мама попросила отца забрать его домой.

Рассказ мамы

Говорить Андрюша начал рано. Причем его первыми словами были не привычные “мама” и “папа”, а романтичные “поэзия”, “роза”. С тех пор в семье его стали считать необычным ребенком. Судите сами. Он знает наизусть десятки сказок и стихотворений, что позволяет ему частенько включать в свою речь цитаты из них и мультфильмов. Например, как-то раз бабушка пожаловалась, что очень устала за день, а малыш ей ответил: “Не плачь, Принцесса на горошине, ты без труда не вытащишь и рыбку из пруда”. А однажды, когда папа чересчур расшумелся, выражая свой гнев, он вдруг безапелляционно заявил: “Баранкин, будь человеком!”. Вчера он чуть не довел до инфаркта родную тетю, обратившись к ней при посторонних: “Тетушка Зубная Боль”. И вообще, ему нравится “награждать” всех знакомых какими-нибудь нестандартными кличками. Иногда нам кажется, что придумывание особых, новых слов, которые не могут понять остальные, — это его самое любимое занятие. В то же время нас удивляет, что в своем нежном возрасте “почемучек” он никому не задает вопросов: “почему?”, “зачем?”, “как?”. Его речь скорее похожа на эхо в горах — он просто повторяет то, что слышит от взрослых. Диалога с сыном, как правило, не получается, поэтому с ним очень трудно о чем-нибудь договориться. Андрюша как будто не слышит, о чем с ним говорят. Более того, он совершенно не терпит, чтобы кто-то вмешивался в его занятия. Всегда отчаянно протестует, если я хочу ему помочь и не принимает никаких советов.

О себе он чаще говорит в третьем лице: “Андрюша не хочет...”, “Андрюша уйдет...”, а свои желания выражает на манер французских королей: “Мы хотим пить” или неопределенной формой глагола “гулять”, “спать”, “смотреть”.

Когда к нам приходят гости, он ведет себя так, как будто всех боится. Даже новые игрушки не приносят ему радости и удовольствия. Впрочем любые перемены выводят его из себя. Поэтому мы вынуждены гулять с ним в одно и то же время, в одном и том же месте, с одним и тем же ведерком и совком. В песочнице он неутомимо играет в одну и ту же игру: наполняет ведерко песком, а затем высыпает... Он может целый день рвать старые газеты, переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать торшер, любуясь светом. И никакие просьбы взрослых не могут отвлечь его от этих дел.

Нередко его врагами могут стать самые безобидные предметы, и тогда он яростно их крушит или в страхе прячется. Друзей у него нет. Если мы пытаемся знакомить Андрюшу с другими детьми или взрослыми, он просто устремляет на них свой пустой и безразличный взгляд, смотря сквозь них, как будто перед ним не люди, а туман, в лучшем случае лишь односложно отвечая: “да” или “нет”. Но чаще он просто презрительно молчит, показывая всем своим видом, чтобы его оставили в одиночестве. Мы пробовали отдавать его в детский сад. Что было! Он всех детей перекусал, перецарапал и убежал при первой же возможности домой.

Комментарий психолога

Андрюша, несомненно, аутичный ребенок. По последним данным, аутизмом страдает один из тысячи или двух тысяч детей. Обычно такой ребенок уже с самого рождения бывает странным. Однако его причуды начинают беспокоить родителей только к трем-четырем годам. Мало кому приходит в голову, что под вычурными фантазиями и необычными выкрутасами скрывается болезнь.

Аутизм — это патологическая отгороженность от мира в следствие расстройства развития (преимущественно в сфере межличностного восприятия и общения). Такой ребенок как будто не замечает ничего вокруг, не отвечает на вопросы, не смотрит в глаза. На все попытки привлечь его к общению (даже в игре) он реагирует криком, слезами, стоическим молчанием. Аутичный ребенок упорно избегает общения с кем бы то ни было. Он строго придерживается установленного им раз и навсегда жесткого порядка во многих аспектах повседневной жизни. Ребенок будто зациклен на различных стереотипах и соблюдает ритуалы в мелочах. Может наблюдаться особая привязанность к необычным, чаще жестким предметам. При аутизме нередко обнаруживаются симптомы других неспецифических проблем: страхи (фобии), нарушение сна и приема пищи, самоповреждения (кусание запястий). В ребенке, как в коктейле, смешано несовместимое: застенчивость и агрессивность, капризность и невозмутимое спокойствие, талантливость и неспособность к обучению.

Специалисты разделяют больных аутизмом на четыре группы (в зависимости от степени поражения аффективной сферы). В тяжелых случаях, вслед за эмоциональной отстраненностью проявляются нарушения умственного развития в целом.

Признаки аутизма

На первом году жизни:

• отсутствие “комплекса оживления” (в норме проявляется в 2 — 4 месяца). Ребенок не фиксирует взгляд на лицах, не выражает радости при появлении близких, не улыбается, хотя обращает внимание на предметы;

• недостаточная выраженность всех форм внешнего проявления эмоций (отсутствие четких мимических реакций на ситуации удивления, радости, жалости);

• парадоксальная эмоциональная реакция при взаимодействии с родными и близкими (при кормлении, игре ребенок апатичен или плачет).

На втором — третьем году жизни:

• отсутствие синтонии — способности к эмоциональному заражению или отклику на эмоциональные состояния окружающих людей, что является основой общения ребенка со взрослым;

• отсутствие различных эмоциональных реакций на разных людей;

• отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек и при общении;

• боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность;

• эмоциональная привязанность к какому-нибудь одному предмету;

• длительная реакция гнева или апатии на небольшое неприятное событие.

От трех до шести лет:

• неспособность сопереживать как героям сказок и мультиков, так и реальным людям;

• множество негативных эмоций и фобий ребенка в отношении различных ситуаций.

Советы родителям

Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения. Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”. Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом родители должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость. Очень полезно придумывать истории, в которых действуют “примерные” и “скверные” герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать “что такое хорошо и что такое плохо”. Разыгрывать эти истории можно как с обычными куклами, так и с детьми (объяснив, что каждый будет играть определенную роль). “Спектакли” необходимо проводить много раз, постепенно вводя какие-нибудь изменения.

В качестве примера предлагаем следующие этюды. Перед проигрыванием сюжетов обратите внимание ребенка на особенности собаки. Разумеется, говорить надо не об аутистической отгороженности ее от мира, а о ее рассеянности, задумчивости, застенчивости.

1. Хозяин привел собаку на собачьи бега. Собака задумалась и вела себя рассеянно. Все побежали, а она, не услышав команду: “На старт, внимание, марш!”, топталась на месте. Очнулась собака лишь тогда, когда соревнование уже закончилось. Все смеялись над ней и ее хозяином. Хозяину стало неприятно. Что он сказал собаке?

2. Собака вышла во двор без хозяина и о чем-то задумалась. Мимо нее прошла одна дворовая собака и приветственно тявкнула — наша собака не ответила. Прошла другая — она опять не ответила. Когда проходила третья, она услышала ее приветствие, но постеснялась ответить. Дворовые псы обиделись, подумав, что она не здоровается из-за заносчивости, а вовсе не от рассеянности или стеснительности. И решили они ей чем-нибудь напакостить... (придумать что-то смешное). Собака пришла жаловаться хозяину, а он ей сказал ... (что именно?). В следующий раз, когда собака вышла во двор ... (положительный вариант).

Очень полезно аутисту выполнять упражнение “Зеркало”. Ребенок перед зеркалом изображает различные эмоции, которые соотносит с какими-либо событиями. Например, вы говорите: “Ну-ка, покажи удивление!” (ярость, страх, радость, обиду, жалость, нежность, сострадание). По мере освоения упражнения, его можно расширить: просить ребенка показывать уже не свои, а чужие эмоции. Придумывать когда, в каких случаях другие люди волнуются, изумляются, восторгаются, боятся и т. п.

Как надо вести себя родителям с аутичным ребенком:

• вовлекать ребенка в общение;

• дозировать свое общение с ребенком, чтобы он от него не уставал;

• учить использовать его свои способности;

• помочь освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания;

• заинтересовать игрой и научить его ролевым играм;

• помогать вести диалоги. Свести до минимума число эхо-слов;

• найти и устранить причины страхов. Придумывать игры, где бы ребенок торжествовал над страхами;

• использовать привычные ритуалы и стереотипы в нужном для вас русле.

Как нельзя вести себя родителям с аутичным ребенком:

• пускать развитие ребенка на самотек;

• насильно заставлять ребенка общаться с незнакомыми людьми;

• все делать за него, не приучая к навыкам самообслуживания;

• специально, преднамеренно пугать его (если ты не уберешь игрушки, за тобой придет “бабай”);

• наказывать за ритуалы и стереотипы в поведении ребенка;

• не обращать внимания на странности ребенка, считая, что если ребенок не подозревает о своей ущербности, то пусть он продолжает жить в своем богатом и своеобразном мире.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>