Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Ребенок-шут

Психолог Валентина Луконина

“С детства наш Андрюша, которому сейчас восемь лет, любил устраивать “представления” на публике: он читал стихи, пел песни, танцевал. С легкой руки одного нашего гостя за ним закрепилось прозвище — “артист Большого погорелого театра”. Мы надеялись, что когда он пойдет в школу, то угомонится. Но, увы! В школе он устраивает такие представления прямо на уроках: корчит рожи, хохочет, как ненормальный, выкрикивает глупости... Учительница жалуется, что он срывает уроки и не дает работать. Можно ли бороться с его шутовством?

Ольга Бахметьева,

г. Кривой Рог

АРТИСТ ПОГОРЕЛОГО ТЕАТРА

Попробуем разобраться

Для начала отвлекитесь от прочих проблем и попробуйте ответить на простенький вопрос: “Что такое грязь”?

А теперь сравните свой ответ с точкой зрения химика: “Грязь — это ценнейшее химическое вещество, которое находится в неподходящем месте”. Вот тут самое время вспомнить о том, что если оно в подходящем месте, туда едут миллионы людей, жаждущих вымазаться грязью. Возможно, и вам приходилось?

Не спешите возмущенно восклицать: “Причем здесь грязь? Мы же говорим о ребенке!”.

Верно. Но “грязь” — это лишь метафора, чтобы вам было легче понять, что кривляние ребенка — это скрытый актерский дар, которому только нужно найти соответствующие место, время и обстоятельства. Если так происходит, то на сцене появляются артисты, о которых зрители говорят с восхищением, отдавая дань их актерскому мастерству. И которых потом долго помнят, даже после смерти — Олег Попов, Юрий Никулин, Андрей Миронов, Луи де Фюнес... Примеров много.

Теперь вы готовы ему помочь?

Что делать?

Психологи считают, что устраивают клоунаду в школе те дети, которым не хватает тепла и внимания. Вот они и стараются изо всех сил — хотят себя показать и, несомненно, жаждут признания.

Понимание — это наполовину решение проблемы. Вот и попробуйте понять, чем вызвано шутовство вашего “артиста”. Возможно, ваш ребенок, с присущим ему от рождения чувством юмора, ощущает себя непризнанным и недооцененным?

Я сама нередко слышала, когда детей шести-семи лет грубо обрывают на какой-нибудь невинной шалости: “Кончай паясничать, шут гороховый, надоело!”.

Ему говорят: “кончай”, а он еще даже и не начинал... В результате подобного искоренения недостаток только усугубляется. При этом нередко присоединяются так называемые вторичные проблемы: навязчивые, суетливые и хаотичные движения, частые смены настроений — от эйфории до меланхолической подавленности, энурез, заикание, тики. Это боком выходит позиция родительского давления. Но что самое удивительное — многие родители даже не считают нужным обратиться к специалисту, так как считают, что ребенок нарочно притворяется.

Итак, перестаньте постоянно одергивать ребенка, когда он пытается паясничать. Лучше пригласите гостей и предложите вашему “артисту” подготовить совместную развлекательную программу (или сольную, если ему так хочется). Это может быть все что угодно: кукольный спектакль в нескольких лицах, пародия на эстрадных певцов, попытка “поработать” клоуном. Предложите ему выучить несколько анекдотов (приличных, разумеется!) или организовать конкурс на лучший анекдот (примерно так, как это делает Богдан Бенюк в передаче “Белая ворона”).

В день “премьеры” позаботьтесь о создании праздничной атмосферы в вашем доме. Предупредите друзей (если считаете, что в этом есть необходимость), чтобы дерзания начинающего артиста были приняты с одобрением.

Ребенку нужно задать определенные параметры игры. Ведь если все будет находиться в равных условиях, — то каждая сторона останется довольна: и вы, и гости, и ребенок... Сориентируйте его на то, что развлекательная программа всегда бывает после еды. Объясните, что лучше подготовить несколько коротких номеров, чем один длинный (чтобы не утомить гостей). Предложите ему заранее сделать пригласительные билеты с указанием времени начала спектакля и конкретной программой. Побуждайте “артиста” к творчеству, но если заметите, что ребенок испытывает затруднения, обязательно помогите ему.

Однако будьте бдительны! Не дайте себя заманить в ловушку, в которую нередко попадаются родители таких детей. Чувствуя вашу поддержку, “артист” может потребовать, чтобы при подготовке к представлению вы рисовали декорации, афишу, шили костюмы... Поэтому сразу оговорите с ребенком, кто и чем конкретно будет заниматься. Помните, что условия этой своеобразной игры должны диктовать вы, а не он.

Если, потеряв бдительность, вы все-таки попадетесь в ловушку, не торопитесь все прекратить после первого же эксперимента. Просто договоритесь с ребенком, что в дальнейшем вы будете помогать ему все меньше и меньше. Ведь у него все так здорово получается!

Итак, надо просто понять и принять мысль о том, что для детей со склонностью к шутовству необходимо найти место, где их артистические способности раскроются наиболее полно. И раз уж у них так велика жажда выступать (чтобы себя показать), то надо им дать такую возможность. Это может быть драматический кружок, кукольная студия, акробатика, брейк-танцы...

Параллельно с периодическими “концертами” для широкой публики родителям стоит позаниматься тренировкой внимания и усидчивости детей-шутов. Конечно, это тоже надо делать в игровой форме, поскольку сосредоточенности и концентрации внимания им как раз и не хватает.

Возможно, кто-то подумает, что поведение мальчиков, описанное в этих двух письмах, по сути ничем не отличается. Тем не менее это не так. Поведение Андрюши специалист определил бы как состояние невротического паясничества. Поведение Валерика — как дурашливость.

Родителям необходимо знать и понимать сущностные отличия этих разных типов поведения.

Прежде всего, дурашливость непроизвольна. Дети, страдающие дурашливым поведением (причем диагнозы могут быть самыми разными), вовсе не ставят перед собой цели насмешить окружающих. Более того, у таких детей снижено или вовсе отсутствует чувство юмора. Они хихикают, а то и хохочут во весь голос, но вовсе не потому, что им смешно. Это некий симптом, который свидетельствует о повышенной возбудимости. От такого ребенка смех можно услышать как в состоянии радости, так и в состоянии ужаса.

Ребенок с симптомом дурашливости не может посмотреть на себя со стороны и понять, что его поведение воспринимается другими людьми как поведение Иванушки-дурачка. Еще труднее ему контролировать свое поведение (даже если родителям удается объяснить, что он выглядит нелепо).

С такими детьми, как правило, требуется очень длительная и целенаправленная коррекционная работа. Только научившись концентрировать свое внимание, они смогут контролировать и сдерживать себя, освоят чтение и счет.

Рекомендации психолога

Основная задача родителей — донести до ребенка всю нелепость и несуразность его поведения, не унижая его. Тут вам поможет перчаточная игрушка, например, собака. Ведь при разыгрывании сказочных историй это не ваш ребенок, а собака хохочет в самое неподходящее время и в самых неподходящих местах.

Вот несколько простых историй, которые вы можете разыграть вместе. Роль хозяина предложите ребенку, а себе возьмите роль собаки. Это поможет ребенку увидеть себя со стороны, понять чувства хозяина.

1. Собака и хозяин пришли на день рождения. Хозяину там очень нравилось (перечислить, какие в гостях были интересные игры и угощения), но собака не умела играть и стала кривляться, громко хохотать, приставать к гостям, а в конце вцепилась зубами в скатерть и дернула за нее.

2. Встретились две собаки-шута и стали спорить, кто лучше кривляется (показать и перечислить). А тем временем на них надвигалась опасность (придумать, какая именно, и что было потом).

3. Хозяин привел собаку на викторину. Там было много других собак-участниц, а победителю пообещали приз. Собака вместо правильных ответов выкрикивала всякие глупости. И совсем не потому, что она чего-то не знала — ей просто хотелось подурачиться!

Например, пес, ведущий викторины, задает вопрос: “На каком дереве растут яблоки?”. А собака отвечает: “Не знаю, наверное, на березе!” — и сама над собой смеется. Естественно, ни о каком призе не может быть и речи, когда она так позорит и огорчает своего хозяина, который .... (что делает?) Чем более точно собака своими шутовскими ответами пародирует поведение ребенка, тем лучше.

4. Однажды собака встретила меленького щенка, у которого была сломана лапка. Собака пожалела его, но неожиданно для самой себя стала хохотать и кривляться. Щенок решил, что она издевается над его увечьем, заплакал от обиды, и сказал... (что именно?).

Другие истории вы можете придумывать сами, исходя из наиболее типичных случаев поведения вашего ребенка. Желаем успехов!


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>