Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Кто виноват?

Психолог Светлана Шебанова

Я неоднократно видела, как у нас в транспорте выражают явно брезгливое отношение к людям с дефектами, в то же время уступая место едва стоящему на ногах пьяному, с причитаниями: “Разве вы не видите, что ему плохо?”. Каждый раз меня поражала реакция на людей с теми или иными аномалиями. В ней можно увидеть все что угодно — неприкрытую жалость, отвращение, чувство явного превосходства и даже жестокость, но только не сочувствие и понимание трудностей и проблем таких людей.

А поэтому не торопитесь пролистать эти странички, думая, что вас это не касается. Прочтите! И научите своего ребенка быть человечным по отношению к тем, кто не так красив и не так умен, как он. Возможно, знание проявлений болезни поможет осознать, что этим детям от окружающих надо совсем немного — моральная поддержка и теплое отношение.

Кто виноват?

Однажды в поезде моей попутчицей оказалась хмурая, угрюмая женщина. Однако мне удалось ее разговорить, и я поняла, что безнадежность и сумрачность, написанные на ее лице, связаны с тем чувством вины, которое гложет ее вот уже четыре года. Ровно столько на днях исполнялось ее ребенку, родившемуся с синдромом Дауна. Она вспоминала шок и скорбь первых дней. Вспоминала множество вопросов, которые терзали ее душу с утра до вечера, повергая в состояние депрессии: за что? Почему именно у нас это случилось? В чем наша вина? Где и когда мы ошиблись? Говорила о том, что все эти годы они с мужем тщательно скрывают факт болезни ребенка от всех родственников, даже от своих мам (благо, они живут в другом городе).

Чем больше я ее слушала, тем больше понимала, что они с мужем сделали множество ошибок. Их можно было бы избежать, если бы они знали, что в этом никто не виноват, если бы не изводили себя чувством вины, если бы поддерживали отношения с друзьями и родственниками, если бы верили в то, что ребенок с синдромом Дауна не безнадежный идиот, если бы...

Болезнь Дауна —

что это такое?

Впервые синдром Дауна был описан в 1866 году английским педиатром Джоном Дауном, хотя упоминания о таких больных появились в литературе XV-XVI веков. Однако истинная причина болезни долгое время оставалась загадкой для исследователей. Только в 1959 году было обнаружено, что в хромосомном наборе детей-даунов содержится лишняя хромосома. Так было установлено, что болезнь Дауна является хромосомным нарушением, поэтому нет смысла обвинять в ней кого-либо из родителей. Это просто случайность, каприз природы. Такое открытие послужило началом интенсивной разработки проблем этого заболевания и ростом интереса к его клиническим проявлениям. В настоящее время оно изучается специалистами самых разных областей знаний, поскольку представляет собой случай множественных врожденных дефектов, которые и являются причиной отклонений в физическом и психическом развитии. Как хромосомное заболевание его изучают цитогенетики. Как заболевание, которое сопровождается различными сопутствующими нарушениями (зубов, сердца, легких, щитовидной и половых желез, зрительного, слухового и опорно-двигательного аппарата), оно изучается соответствующими специалистами-медиками. Как заболевание, которое сопровождается умственной отсталостью, оно изучается психологами, дефектологами, социологами, психоневрологами и другими специалистами.

Причины болезни

Медики считают, что болезнь Дауна обусловлена разнообразными неблагоприятными факторами среды, прежде всего — радиационным излучением. А группу риска по синдрому Дауна составляют матери в возрасте старше 35 лет и женщины, употреблявшие до беременности сильные лекарственные препараты (в том числе и оральные противозачаточные средства).

Анатомо-физиологические особенности

Дети с болезнью Дауна имеют довольно специфический внешний вид, поэтому диагностика этого синдрома как правило не вызывает затруднения. Диагноз обычно устанавливается уже в родильном доме. К внешним проявлениям болезни относят особенности строения черепа и лица: при относительно округлой голове лицо и затылок плоские, несколько уменьшены размеры черепа, скуловые дуги выступают. Часто наблюдается третье веко — эпикантус (кожная складка, которая прикрывает внутренний уголок глаза). При этом глазные щели узкие и характеризуются косым (“монголоидным”) разрезом глаз. Помимо этого можно отметить маленькие, прижатые к черепу уши, приплюснутый нос с широкой переносицей, полуоткрытый рот. Углы рта опущены. Язык толстый и неповоротливый.

У всех больных этой болезнью проявляется предрасположенность к полноте и дерматитам вследствие вегетативно-эндокринных расстройств. Нередко у детей с синдромом Дауна наблюдаются аномалии зубов, деформация скелета, дистрофические изменения костей, мышечная гипотония в сочетании с увеличением объема подвижности в суставах. По мере роста ребенка все отчетливее проявляется характерная для болезни Дауна приземистая фигура с нарушениями в осанке и укорочением конечностей. Кроме того, дети с болезнью Дауна очень восприимчивы к инфекции и поэтому часто болеют.

Особенности психического развития

Помимо внешних специфических признаков, дети-дауны характеризуются значительным отставанием в своем умственном и физическом развитии. Нарушения в развитии начинают проявляться уже с первых месяцев жизни. Прежде всего, бросается в глаза вялость и малая активность. Задержка формирования всех двигательных функций влечет за собой и задержку развития всех психических процессов. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом.

Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Необходимо отметить, что по отношению к детям-Даунам исследователи занимают самые противоречивые позиции. Одни придерживаются пессимистической точки зрения: “Они абсолютно не способны к обучению. Им недоступны чтение и письмо, потому что уровень их интеллектуального развития соответствует имбецильности. Кроме того, у них часто наблюдаются разнообразные дефекты речи...”. Другие высказывают вполне оптимистическую позицию: “Мы не считаем, что обязательным компонентом “монголоидности” являются имбецильность или идиотия. Несмотря на то, что этим детям, как правило, недоступны абстрактные понятия и счетные операции, для многих из них характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность. У них экстраординарные способности к подражанию. А это значит, что их можно сознательно развивать, придавая им практическую направленность”.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Чему и как учить?

Несмотря на то, что болезнь Дауна представляет собой множество врожденных дефектов, основные этапы развития больных детей совпадают с развитием развивающихся нормально. Проследить сроки появления тех или иных двигательных навыков поможет таблица нормативов развития двигательных навыков у детей.

Мифическая злобность и агрессивность детей-даунов

К сожалению, противоречивые дебаты вызывают не только интеллектуальные возможности детей-“даунят”, но и их личностные особенности. Одни авторы указывают на неустойчивость их настроения, повышенную раздражительность, обидчивость и злобность. Другие — на их добродушие, послушание, особую нежность и привязанность к тем, кто за ними ухаживает.

Я думаю, что личностные особенности этих детей (как, впрочем, и нормальных!) определются отношением к этим детям. Приведу в качестве примера воспоминания Светланы Станкиной, которая более 40 лет проработала с такими детьми:

“Однажды, подходя к школе, я увидела такую сцену. Мой Миша (воспитанник с синдромом Дауна), сойдя с автобуса, обернулся и подал руку выходившей за ним девушке. Мне стало очень приятно — ведь я так долго приучала своих учеников оказывать этот элементарный знак внимания не только маме или учительнице. Но девушка, брезгливо оттолкнув его руку, сказала: “Отойди, урод!”. Миша оторопел... А потом сказал с обидой: “Дур-р-р-ра” (“р” им дается с трудом из-за неповоротливости языка). Честно говоря, мне захотелось сказать то же самое... Я думаю, что если бы другие люди всегда были более доброжелательными по отношению к этим детям, то и они не проявляли бы признаков агрессии”.

Как ему помочь?

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.

Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.

Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов — чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких. И поэтому я от всей души желаю родителям, имеющих детей с этим или каким-либо другим хромосомным недугом, мужества, мудрости, веры, любви... Да, этот недуг неизлечим, но в ваших силах обеспечить ребенку вполне самостоятельную жизнь. И это обязательно получится, если вы будете проявлять настойчивость, упорство и терпение. Успехов вам в этом!



Комментарии:

 
Биологичк@ ( 20.04.2008    12:02 )

Мне Очень, очень, очень жалко этих людей и их родных. Тем и другим людям надо помогать физически и морально.Я бы хотела напомнить всем взрослым людям: учите своих детей, что не надо
критиковать таких людей. Их надо жалеть и понимать! Комуто в этой жизне повезло, а кому
то
нет... .

 
Татьянка ( 26.04.2008    14:58 )

Давным-давно,где-то на востоке считалось,что рождение ребёнка-дауна-это подарок,потому что это всех и вся любящий ребёнок.Я считаю,что люди,у которых родились такие дети ни в коем случае не должны терять веру в себя и в жизнь.

 
Николай ( 18.06.2008    22:13 )

Жалость есть страшный тормоз развития не только даунов. Больше нужна просто поддержка и понимание.

 
Оксана ( 17.07.2008    22:56 )

Это дети-солнышки. Да, они другие. Просто они живут в своем, понятном только им мире. И мы должны это принимать как есть. Мы должны любить их и беречь.

 
Татьяна ( 25.11.2008    11:13 )

Спасибо за статью! Я мама троих детей, младший сынок имеет синдром дауна.Ему сейчас 3,5 года. Я уверенна что случайностей в жизни не бывает: нашей семье нужен был такой ребёнок! Радуемся всей семьёй за каждый прожитый день нашей жизни с ним: он дарит нам любовь, искренность, радость. Глядя на него понимаешь сколько в нас людях не хорошего: лицимерия, гордости, не любви, лицеприятия и т.п. В этих детях нет этих качеств!!!И эти дети не ошибка природы. Это нам пример!

 
Татьяна ( 04.10.2009    11:25 )

Я сестра девочки с синдромом Дауна.Ей уже 38 лет.Я думаю,если бы её не отчислили из школы,когда ей было 7 лет,а продолжили обучение,всей нашей семье было бы гораздо легче в жизни.А самое главное, ребёнок был бы лучше адаптирован к обществу, она ведь такая умная.

 
мария ( 17.10.2009    20:43 )

у меня ребенок Даун,девочка.Ей уже 4 годика.
Я стараюсь много дать ей в плане развития,много читаю,рассказываю,учим стихи,но много звуков пока не выговариваем.

 
Ира ( 09.01.2010    12:44 )

У меня ребёнок Даун. Ему-15 лет. Очень тяжело воспитывать;учить;жить;но держусь иногда из последних сил.

 
Анна ( 09.07.2010    18:44 )

Я будущий дефектолог. Этио действительно солнышки!!! Родители, любите своих детей они в этом очень нуждаются!!! Когда я смотрю на них, это очень больна, но это моя работа!!! Всем родным терпения, здоровья и любви к этим детям-солнышкам!!!

 
ЯНА ( 09.07.2010    22:22 )

ПОЛГОДА НАЗАД РОДИЛСЯ ДОЛГОЖДАННЫЙ РЕБЁНОК,ДЕВОЧКА-ДАУН,ОТ БОЛИ И СТРАХА ЗА НЕЁ СХОЖУ С УМА.ОЧЕНЬ ЕЁ ЛЮБЛЮ И НЕЗНАЮ КАК ПОМОЧЬ.НЕДАВНО В ИНТЕРНЕТЕ НАШЛА КЛИНИКУ "ПРИМАВЕРА МЕДИКА" КОТОРАЯ, ЯКОБЫ ПОМОГАЕТ УМЕНЩЕНИЮ ВНЕШНИХ ПРИЗНКОВ ДА И УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ,ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ?ПОМОГИТЕ КАКОЙ НИБУДЬ ИНФОРМАЦИЕЙ!

 
татьяна ( 16.11.2010    15:08 )

я понимаю родителей у которых ребенок даун я сама недавна родила ребенка а ему поставили диагноз голопрозенцефалия очень страшная и неизлечимая болезнь это очень тяжело все это пережить первый вопрос который я себе задала господи за что ты меня так наказал ведь это мой первый ребенок.я думаю так бог же не может наказывать нас детьми это дар божий и мы должны его принять какой бы он небыл.

Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>