Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Будни первоклашки…

Виталия Шебанова, психолог

Ваш ребенок пошел в школу! Вот уже позади Первое сентября с его букетами, новыми знакомствами и ревнивым изучением учительниц параллельных классов — «А наша, все равно, самая лучшая!» Через день, неделю, месяц наконец, все равно острота первых впечатлений сглаживается и начинаются будни. И только от вас зависит, чтобы они не стали суровыми для ваших детей.

Физическая работоспособность первоклассника весьма невелика. Именно по этой причине уже через 15 — 20 минут после начала урока число неслушающих, вертящихся и занимающихся «своим делом», а то и просто переключившихся на игры — катастрофически растет. То же происходит и дома во время приготовления домашних заданий.

Пять, а то и шесть раз в неделю, малыш рано утром слышит слова: «Вставай, вставай, пора на работу». Так, снисходительно улыбаясь, говорят родители, нередко не представляя себе, как серьезна и тяжела для него эта «работа». Ведь Кажется, еще секунда — и собрать внимание будет просто невозможно.

Двигательное беспокойство — защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до переутомления.

Самое трудное для «первочка» — это чтение и письмо, а наибольшее напряжение вызывает письмо букв, предложений, списывание текста.

Внимательно следите за своим малышом, чтобы не пропустить первые признаки переутомления:

• повышение числа ошибок;

• резкое ухудшение почерка, темпа речи;

• проявления беспокойства или, наоборот, вялости, рассеянности, невнимательности.

Некоторые дети могут устать так, что засыпают над книгой. Ничего страшного, пусть поспит, хотя бы полчаса, а некоторым детям надо выкраивать время на дневной сон на протяжении первого полугодия или даже до конца первого класса.

Сейчас ваша задача — помочь малышу приспособиться к новому для него режиму, а для этого необходимо помнить о важнейших физиологических законах.

В понедельник ребенку еще трудно включиться в работу, он раскачивается, во вторник и среду дела обычно идут хорошо, малыш с гордостью делает свое дело, работоспособность в эти дни достигает максимума. С четверга начинается спад, а к субботе работоспособность падает практически до нуля.

Такие циклы известны и для всего учебного года. Первые полтора месяца учебы организм приспосабливается к новому виду деятельности, с середины октября до ноября — относительно устойчивое состояние и высокая работоспособность, а затем начинается ее снижение, но тут-то как раз и наступают зимние каникулы. После отдыха дети несколько недель «приходят в себя», но следующий устойчивый период значительно короче, и с начала весны работоспособность резко падает.

Признаки переутомления: плаксивость, раздражительность, ребенок забывает даже то, что хорошо знал, делает «глупые» ошибки. Его могут мучить головные боли и боли в животе, нарушается сон и аппетит. Помочь малышу может выполнение давно известных правил:

• садиться за уроки в одно и тоже время, желательно в период с 3 до 5 часов;

• каждые 25 — 30 минут делать перерыв — съесть яблоко, вынести мусорное ведро или выгулять собаку. Только не надо — «ну, хоть на минуточку!» — включать телевизор;

• всегда начинать делать уроки с того, что самое сложное, а «на закуску» оставлять что-то нетрудное, самое любимое.

О чем стоит поговорить заранее

Расскажите, что невозможно вырасти знающим и по-настоящему нужным человеком вне школы.

В школе он познакомится с новыми интересными людьми — учителями, одноклассниками, заведет много друзей.

После недели учебы обязательно бывают выходные, а потом каникулы.

Распорядок дня будет совсем не такой, как был раньше, но он к нему привыкнет.

В первые дни дети с радостью идут в школу. Обычно после первых двух недель наступает темная полоса, и каждое утро начинается со слез.

Что делать?

Самое главное — не давить на ребенка, но и не обещать вечного праздника после школы с горами мороженого и кинофильмами в выходные. Попытайтесь договориться с ним, как со взрослым человеком.

Что поможет преодолеть трудности адаптации

• Спокойная, доброжелательная обстановка дома. Ваш юный школьник может быть слишком возбужден или слишком подавлен после учебного дня. Не наказывайте и не тормошите его.

• Режим дня. Вовремя поесть, позаниматься, поиграть, лечь спать. Утром собраться без лишней суеты и — в школу.

• Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш ласковый голос.

Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если с вечера «предупреждали».

• Не торопите — умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

• Постарайтесь, чтобы ребенок пусть немного (но калорийно) поел, т.к. до школьного обеда ему придется много поработать.

• Отправляя в школу, не предупреждайте его: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтоб сегодня не было плохих отметок». Лучше пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите насколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

• Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивая на него тысячи вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте — это не займет много времени.

• Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда он сам вам все расскажет.

• Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку ребенку. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться в выводами.

• После школы для восстановления сил необходимо два-три часа отдыха.

• Не заставляйте делать все уроки в один присест. После 30— 40 минут занятий необходимы 5 — 10-минутные перерывы, лучше, если они будут подвижными.

• Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, у тебя все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала — «ну вот, у тебя уже лучше получается» — необходимы.

• В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь то…», порой условия становятся невыполнимы вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень трудной ситуации.

• Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи и друзьями по телефону. В этом момент для вас важнее всего должны быть его дела, его радости и печали.

• Выработайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье, а свои разногласия по поводу воспитательных мер решайте в отсутствие ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с психологом, учителем, врачом. Не считайте лишней литературу для родителей — там вы найдете очень много интересного и полезного.

• Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего, это объективные показатели трудностей в учебе.

• Помните, что даже «совсем большие» (мы часто говорим это 7-8-летнему ребенку) очень любят перед сном сказку, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

• Завтра новый день и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок прожил его без нервотрепки и нотаций.

• Не требуйте сразу слишком много, спокойно отнеситесь к неудачам.

• Интересуйтесь жизнью ребенка. Пытайтесь понять, что он чувствует. Расспросите о школьном дне уже по дороге домой.

• В первое время выполняйте вместе домашние задания.

Расскажите учителю о:

• состоянии здоровья своего ребенка (хронических заболеваниях, нарушениях зрения, слуха);

• нервно-психическом состоянии (слишком плаксив, застенчив, легко возбудим);

• составе семьи (есть ли папа, кто проживает с ребенком, какой климат в семье).

Поступление в школу — большое событие в жизни ребенка, начало нового периода его развития. В дошкольном возрасте его главным занятием была игра. Через нее он вступал в разные отношения с другими детьми, приобретал элементарные знания и навыки. Игра была основным средством воспитания личности ребенка. Поступая в школу, он переходит к систематической учебно-трудовой деятельности, требующей сосредоточенности и значительного напряжения сил. Богаче и разнообразнее становятся его отношения с коллективом.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>