Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Как развивать музыкальные способности

Психолог Вера Полякова

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детсаду и в школе. Развивая с рождения музыкальные способности ребенка, вы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создаете ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе.

Остановитесь!

Эта статья как раз для вас!

“У нас в семье ни у кого и никогда не было музыкальных способностей, а потому это нас не касается”, — подумали вы, намереваясь перевернуть страничку.

Ведь вы, наверняка, как и все благоразумные родители, хотите видеть своего ребенка счастливым — добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Очень многое дано маленькому человеку от рождения, еще больше приобретается в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего — близкими. Способность слышать, а позже — понимать услышанное — одна из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, малыш будет прислушиваться и к себе.

Что же касается отсутствия каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родcтвенников, то, поверьте, вы заблуждаетесь! Просто у вас они так и остались, извините, недоразвитыми. И, тем не менее, вы можете развить их у собственного ребенка. Не верите?! Вспомните фильм “В моей смерти прошу винить Клаву К.”. Даже взрослую девочку (лет 15), убежденную, что ей “медведь на ухо наступил”, всего за несколько занятий одноклассник научил петь. И наверняка вам известны примеры, когда с рождения с малышом разговаривали на двух иностранных языках, в результате чего к трем годам он с легкостью общался на них.

Итак, нам, родителям, нужно только одно — немножечко помочь врожденному умению малыша слушать и слышать. Таких способов великое множество, столько, сколько различных методик и развивающих программ. Предлагаем вашему вниманию программу Сергея Станиславовича Железнова, уже более 20 лет применяемую для обучения музыке детей от 0 до 10 лет. Основной принцип этой системы — “Способности развиваются в семье”.

Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) — мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях — это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.

Как не учат буквам, когда ребенок учится говорить, так и не учат играть по нотам, пока ребенок не достигнет определенного технического уровня, пока у него не разовьется музыкальная память. Неважно, что вы играете на фортепиано только одним пальцем, важно — чтобы ребенок чувствовал, что мама увлеченно занимается с ним и радуется его успехам.

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.

1. Слушание музыки. Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Песенка куклы”. Вы держите в руках куклу и поете за нее, синхронизируя пение с движением игрушки. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, отложив куклу, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на пианино, скрипке, клавишном синтезаторе и т.п., то играйте и на них). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).

2. Работа над ритмикой. Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

3. Развитие слуха. Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, его слух считают абсолютным. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка абсолютного слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.

Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

4. Развитие способностей к музицированию. “Ансамбль”. Вы играете мелодию на каком-нибудь музыкальном инструменте (не обязательно на пианино, можно на “самоделках”), а малышу предлагаете играть на бубне или барабане (при этом не обязательно петь). Играя, подбирайте темп, удобный для ребенка.

Наши советы

• Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.

• Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, читать по нотам, играть и танцевать!

• Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.

• После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.

• Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.

• Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>