Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Сказка – ложь, да в ней намек …

Анна Дмитренко

“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король и королева …” Малыш свернулся калачиком возле мамы, замер, ловя каждое ее слово. Негромкий мамин голос открывает перед ним волшебный мир сказки. Мир, где живут добрые волшебники и злые колдуны, смелые принцы и прекрасные принцессы.

“Мама, когда ты мне читаешь сказку, я как будто вижу то, что там происходит; а все, что вокруг меня, вообще не замечаю”, - как-то призналась мне дочка. Но вот книжка закрывается и малышка бежит к своим игрушкам. Куклы и зверушки превращаются в красавиц и рыцарей, ведьм и великанов. Платок становится озером, между ножками табуретки располагается вход в пещеру семиглавого дракона. Девочка на все лады проигрывает эпизоды услышанной истории, заново переживает то, что особенно затронуло ее душу.

У детей сфера образного мышления очень сильна. Каждую сказку, рассказанную нами, они не просто слушают, они проживают вместе с ее героями. С помощью проигрывания, переосмысления сказочных сюжетов наши дети постигают законы мира, человеческих взаимоотношений, учатся жить в ладу с собой и окружающими.

Слушая мудрые народные сказки, душа ребенка не престает трудиться, переживая их образы: страшные и прекрасные, добрые и жестокие, так, как это ей доступно. Поэтому одна и та же сказка разными детьми и в разном возрасте может восприниматься по-разному.

О значении сказки в развитии ребенка рассказывает педагог, который много лет изучает и использует воспитательные и терапевтические возможности сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, учительница первого класса школы-сада “София” Юлия Арефьева.

  • Малютка еще не может полностью воспринять сказку. Если он сидит у мамы на коленях и слушает ее рассказ, то, в первую очередь, потому, что ему приятно ощущать мамино тепло, слушать ее голос, слова.

Но наступает момент, когда мама вдруг понимает, что не ее тепло удерживает малыша рядом с ней, - его увлекла сказка. У одного ребенка это происходит в 2,5 года, у другого - в 4. Значит, пришло время, когда развивающаяся фантазия малыша нуждается в умелом и мудром скульпторе, которым является доброе повествование.

Из выше написанного можно подвести итог, сказки положительное влияют на фантазию и общее развитие ребенка. Более подробно - роль сказок в воспитании ребенка.

Сказка – не пустое фантазерство. Она формирует у человека уверенность в себе, способность творчески мыслить, развивает свободное, не зажатое стереотипами мышление.

Говоря о сказках, я в первую очередь имею в виду фольклор, а не волшебные истории, написанные одним автором. Народные сказки родились 200-300 лет назад, а некоторые - еще раньше. Удивительно, что у разных, очень далеких народов есть близкие сказочные сюжеты. Например, сказка, похожая на “Красную Шапочку”, есть даже в Японии. “Золушка”, “Госпожа Метелица”, “Белоснежка” встречаются в разных интерпретациях у очень многих народов мира.

В разные времена сказочники собирали и обрабатывали народное творчество. Чтобы сказка решала педагогические задачи, ребенку лучше всего читать и рассказывать ее в варианте, где составитель внес как можно меньше изменений. Например, сказки Братьев Гримм. Они очень бережно относились к народным текстам, в отличие, скажем, от Шарля Перро, который часто изменял повествование по своему вкусу. В переделанных сказках уже нет той истинной народной мудрости.

Есть много чудесных литературных сказок, авторы которых сумели почувствовать психологию ребенка, мир его фантазий. Но есть книги, написанные скорее не для детей, а для их родителей. Это не совсем то, что нужно малышу. При выборе сказки, родителям важно иметь определенный критерий. Вопрос “каков он?” остается открытым, но главное, чтобы мы могли его ощущать интуитивно.

Образы сказки, и страшные, и добрые, - это проекция того, что кроется в человеке. В каждом из нас есть и свой рыцарь, и свой дракон, прячущийся в уголках души. Женские образы в сказке: королева, принцесса, девица-красавица - это отображение душевной сферы. Мужские образы: рыцарь, король, принц, добрый молодец - это сфера духа. В сказке эти две сферы постоянно стремятся друг к другу. Только в их союзе человек чувствует себя человеком. Но попутно ему нужно многое преодолеть в себе. Их стремление соединиться – это извечное стремление человека к гармонии.

Чем старше ребенок, тем длиннее и сложнее может быть сказка. Для двух-трехлетнего малыша лучше подобрать что-то коротенькое, с яркими и простыми образами. Например, всем известные “Курочка Ряба” или “Колобок”. Малыши любят слушать одну и ту же сказку как можно дольше. Если вы нашли сказку, которая “зацепила” вашего ребенка, рассказывайте ее столько, сколько ему это интересно. Длинные сказки можно делить на части и рассказывать продолжение на следующий день. Дети запомнят все, что вы рассказывали вчера, позавчера. Это развивает не только их творческие силы, но и память, внимание.

Хорошо, если сказка найдет свое время в распорядке дня ребенка. Например, перед сном, ночным или дневным, или вечером, когда семья собирается вместе.

Законы, по которым построена сказка, имеют терапевтическое воздействие на ребенка. Поэтичная речь, повторяющиеся обороты, припевы - все это очень важно для малыша. Дети быстро запоминают их, радуются каждому слову любимой сказки. Поэтому нужно стараться избегать упрощенных и укороченных текстов.

Сказка - это духовная пища формирующейся личности. Как обычной пищей, так и духовной плохо недокормить, но плохо и перекормить. Я советую родителям, если у них есть возможность, не читать, а именно рассказывать сказки детям. Можно сочетать чтение с рассказыванием. Сказка, рассказанная мамой, так отличается от прочитанной в книге, как домашняя еда от качественного полуфабриката. Однако лучше уж съесть полуфабрикат, чем вообще остаться голодным.

Как рассказывать сказки?

Совсем маленьким - спокойно, нетеатрально. Не нужно страшно вращать глазами и рычать, когда появляется чудовище или Баба Яга. Ребенок в воображении сам нарисует образ, к которому готова его психика. Но чем старше ребенок, тем больше он требует театрализации повествования.

Конечно, нельзя рассказывать сказки всю жизнь. Дети взрослеют и постепенно должны знакомиться с другими видами литературы. Если сказка гармонично сочетает прекрасное и безобразное, то басня – жанр, где негативные черты человека доведены до крайности. Басни детям лучше начинать рассказывать в возрасте около восьми лет. В противовес им в это же время можно знакомить детей с легендами о положительных героях. Например, истории Ветхого завета. В них намного больше реальной жизни, чем в сказке.

Ребенку важно с помощью литературного творчества разных народов охватить взглядом всю историю человечества. Поэтому следующим этапом для малыша может стать знакомство с северогерманской и скандинавской мифологией. А ближе к 11 годам наступает время древнегреческих мифов.

По материалам журнала “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>