Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Шестилетний малыш за партой

Наталья ОСИПЧУК

Когда отдавать ребенка в школу: в шесть или в семь лет? Для сегодняшних первоклашек этот вопрос уже не актуален – родители приняли решение раньше. А вот папы и мамы дошкольников озадачены, что лучше: раннее образование или… “продленное” детство? И вообще, как определить степень готовности малыша к школе?

Моя знакомая забила тревогу: детсадовское руководство обратилось к родителям с любопытным заявлением: “В 6 лет ребятишки должны отправиться в школу”. Нина буквально засыпала меня вопросами – ведь накануне я рассказывала об интересном “круглом столе”, на котором я недавно побывала: “Ты же говорила, что шестилетки не будут “призываться на службу”, но наша воспитательница настаивает на том, что это обязательно… А мой Антон еще не готов быть школьником…”

Прежде чем успокоить отчаявшуюся приятельницу, я посоветовалась со специалистами в области образования, ведь отчаяние Нины мне так понятно: согласно Закону “О всеобщем среднем образовании”, в 2001 году моя 6-летняя дочь должна будет отправиться в школу. Чему я, признаться, не очень-то рада, потому что “беззаботное детство” закончится не только для нее, но и для нас - родителей. Статья 20 вышеназванного Закона гласит: “Зачисление учеников в общеобразовательные средние учебные заведения осуществляется, как правило, в 6 лет”. Но такая формулировка, по мнению некоторых специалистов, только вносит сумятицу. Теперь за эту строчку будут спрашивать и с детей, и с родителей… А ведь многие малыши попросту не готовы начать учебу в столь раннем возрасте.

Надеемся, что разъяснения специалистов помогут родителям сориентироваться в этой ситуации и выбрать для себя приемлемый вариант.

ВРАЧИ ПРОТИВ…

Медики категорически против “призыва” шестилеток в школу. Рассказывает заместитель директора московского Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Людмила СУХАРЕВА: “Разработанные в 1999 году “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных общеобразовательных учреждениях различных видов” регламентируют, в частности, возраст ребенка при приеме в школу. В наших школах шестилеток уже нет. К моменту зачисления в первый класс малышу должно исполниться 6,5 лет (точнее - 6 лет 5 месяцев и 29 дней). Этот возраст мы долго отвоевывали у Министерства образования, доказывая, что даже читающие, считающие и пишущие шестилетки (тем более пятилетки), еще не готовы стать настоящими школьниками - ни физически, ни психологически. А многим детям в этом возрасте еще нужен дневной сон”.

Опыт россиян во многом схож с украинским. Ведь эксперимент с шестилетками проводился еще во времена “общего пространства”, в 1985 году. И как заметила заведующая лабораторией гигиены детства Украинского научно-гигиенического центра МЗ Украины Надежда ПОЛЬКА, один из результатов того всесоюзного эксперимента - повышенная тревожность и агрессивность старшеклассников, которые рано пошли в школу.

Особое внимание медики обращают на состояние классных комнат, в которых должны обучаться ребятишки. Согласно “Санитарно-гигиеническим правилам”, рассчитывая площадь классной комнаты, нужно исходить из 2,4 квадратных метров на одного ребенка, а спальни – из 2 квадратных метров на школьника. Современная программа очень сложная, и на прогулки у малышей-первоклашек практически не остается времени. По статистике, 80% школьников гипертоники (артериальные “скачки” - результат нездорового образа жизни и сильного напряжения); 55% детей страдают нервными срывами из-за переутомления; 80% учащихся в условиях школы испытывают неоправданный стресс.

 

…А ПЕДАГОГИ ПРЕДЛАГАЮТ ИЗМЕНИТЬ ПРОГРАММУ

Академик Академии педагогических наук Александра САВЧЕНКО считает, что почетное место в современной школе должны занять рисование, музыка, художественный труд, так долго считавшиеся “предметами второго плана”.

Готовя ребенка к школе, педагоги советуют родителям не зацикливаться на пресловутых “сто слов в минуту” и на механическом воспроизведении ребенком букв и цифр. Побуждайте малыша фантазировать, сочинять, лепить и рисовать.

“Какая разница, в 6 или в 7 лет ребенок пойдет в школу! - говорит заместитель Министра образования и науки Украины Виктор ОГНЕВЬЮК. - Гораздо важнее, насколько он готов к обучению. Имеется в виду функциональная готовность детей к школе, осмысление ребенком своей новой роли ученика”.

Пусть эти понятия станут для всех родителей отправной точкой в их “педагогических исканиях”.

Возможно, не стоит спешить с водружением на плечи шестилетнего первоклассника рюкзачка с книжками и тетрадками?

“Ты хочешь в школу?” - спросила моя подруга у шестилетнего сынишки. – “Хочу”, - ответил малыш. - “А почему?” - “Там здорово: много ребят, мы будем играть, а на переменках бегать в столовую и пить сок”. - “Но вы будете не только играть и бегать. Тебе придется сидеть за партой и быть готовому к контрольным работам. Ты должен помнить, что без звонка ты не сможешь перекусить. Ты должен научиться быть взрослым”, - заключила мама.

Не правда ли, трудно научиться быть взрослым, научиться говорить себе “стоп” и “нельзя”. А готовим ли мы к этому своих детей? И готовы ли сами преподаватели стать “классными мамами” для самых маленьких? Предстоит решить и проблему перегруженности детей. Ведь не секрет, что многие педагоги стараются, во что бы то ни стало, “протащить” свой предмет, страдая так называемым “школьным эгоцентризмом”.

Впрочем, специалисты считают, что прежде всего нужно заботиться о здоровье детей - нельзя за реформами забывать о маленьком первокласснике. А еще давайте не будем покушаться на самое святое – Его Величество Детство. Давайте все-таки предоставим детям возможность побыть детьми.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Так что же делать, если ребенок по своим психофизиологическим возможностям не готов отправиться в школу в шестилетнем возрасте, а Закон “О всеобщем среднем образовании” это предписывает?

Заместитель Министра образования и науки Украины Виктор Огневьюк отметил, что переход на 12-летнее обучение будет проходить поэтапно. В частности, начиная с 1 сентября 2001 года, начальная школа перейдет на единую структуру и 4-летний срок обучения (сейчас параллельно функционирует и 3-летняя начальная школа). Прежде всего, во внимание будет приниматься психофизиологическая готовность ребенка к школе. Дети, не достигшие так называемой “школьной зрелости”, смогут поступить в школу в более позднем возрасте. Кроме того, в системе среднего образования расширятся возможности индивидуального обучения - индивидуальные программы будут играть главную роль.

По мнению Виктора Огневьюка, школа должна усилить свою гуманистическую роль: готовить всесторонне развитую личность, формировать у школьника общечеловеческие ценности. Кстати, проект Закона Украины “О дошкольном образовании”, одобренный Верховной Радой в первом чтении, предполагает различные формы дошкольного образования, которые являются частью обязательного образования. Готовить малыша к школе могут и в детском саду, и родители, и гувернеры. Родители сами вольны выбирать формы подготовки ребенка к школе – государство может лишь способствовать этому.

По материалам журнала “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>