Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Новичек

Александра Лунина

Многим из нас время от времени приходится менять место “дислокации”: переезжать на другую квартиру, в другой город, а то и страну. Мы, взрослые, принимаем перемены как должное и, если видим в них выгоду — бытовую или материальную - с легкостью соглашаемся изменить жизнь к лучшему. Но часто не задумываемся, какими проблемами оборачиваются наши “перестановки” для детей. Новый садик, новая школа, новый двор - нам все это кажется простым и естественным. Между тем, ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто, а проблемы приживания в незнакомом коллективе могут привести его к сильнейшему нервному стрессу.

Приглашая меня на новоселье, Люда прямо-таки искрилась от счастья: “Мы так долго ждали этого. Теперь, наконец, у нас будет и гостиная, и спальня, и у Саньки — своя комната. Да и школа через дорогу от дома — не придется его отводить каждое утро...”. Через неделю, выкроив пару часов свободного времени, я понеслась в гости. Квартирка и в самом деле оказалась прекрасная: теплая, светлая, улучшенной планировки. Остановка транспорта — через дорогу; школа, торговый центр, базарчик - прямо во дворе, словом, лучше не придумать. Но на все мои восторги Люда лишь отстраненно кивала. “У нас проблемы”, — сдержанно обронила она, когда я поинтересовалась, в чем дело.

Проблемы семейства, перебравшегося на долгожданную квартиру, оказались “школьными”: двенадцатилетнего Сашку не приняли новые одноклассники. “Сначала я не обратила внимания на то, что сын как-то странно себя ведет, - делилась со мной подруга. - Прежде он всегда откровенничал со мной о том, что происходит в школе, рассказывал о педагогах, обо всех ребятах, приводил одноклассников в гости. После уроков, бросив портфель, мчался гулять - ни на обед невозможно было его дозваться, ни за уроки засадить. А тут вдруг как подменили мальчишку: гулять не идет, за учебниками сидит допоздна, о классе, об учителях — ни слова. А вчера попросил меня перевести его в старую школу, потому что в новой ему не нравится. Поинтересовалась причинами просьбы, а он мне вопросом на вопрос: “Мама, я похож на хлюпика?” Оказалось, новые одноклассники мальчика с ходу “приклеили” ему обидное прозвище, и потому Санька не хочет ходить в школу.

Когда я увидела сынишку подруги, то обратила внимание на несвойственную ему бледность и явную заторможенность реакции. На вопрос “Как дела?” мальчик ответил откровенно: “Плохо”. Люда не скрывала своей растерянности и ждала от меня совета, как вести себя с сыном и как решить его неожиданные проблемы. Отложив празднество по поводу новоселья, мы с Людмилой отправились к практическому школьному психологу Татьяне Фурман.

Татьяна Лазаревна разложила нам Сашину проблему по полочкам. Отчаявшейся Люде она рассказала, что с подобными неприятностями сталкиваются очень многие дети, а следовательно, и их родители. Последние, как правило, даже не догадываются, что имеют дело с так называемой учебной дезадаптацией ребенка — нарушением приспособленности к пребыванию в учебном заведении, что чаще всего случается именно тогда, когда ребенок попадает в незнакомый ему коллектив. Учебная дезадаптация обусловлена взаимодействием самых различных факторов: биологических, возрастных, психологических и даже социальных. Симптомы и признаки этого явления совпадают с симптомами сильного стресса:

- заметное снижение работоспособности ребенка;

- высокий уровень напряженности сердечно-сосудистой системы;

- изменение функционального состояния центральной нервной системы;

- ощутимый спад учебной активности;

- резко возросшая утомляемость.

Если вы заметили у своего сына или дочери перечисленные симптомы, значит у вашего ребенка возникли проблемы в школе и ему требуется ваша помощь. Срочно принимайте меры.

Рекомендации родителям.

  • Прежде всего, ни в коем случае нельзя ругать ребенка, неважно, речь идет о первокласснике или о выпускнике. Нужно сделать ставку на его положительные качества и черты характера, как можно больше его хвалить, чтобы он сохранил душевное равновесие и нравственную самооценку.
  • Не требуйте подробного отчета: ребенку очень тяжело говорить о том, что его ранит и тревожит. Но в ваших силах вызвать свое чадо на откровенность, показать ему, что вы – друг и союзник, объяснить, как разрешить конфликтную ситуацию.
  • Если вы приверженцы авторитарно-диктаторского стиля общения с ребенком, то хотя бы на время замените его на стиль сотрудничества.
  • Любая депрессия безумно изматывает неокрепший организм, а потому измените режим дня вашего ребенка: ему требуется больше витаминов, свежих овощей и пряностей, а также более продолжительный, нежели обычно, сон.
  • Если хотите обсудить проблемы ребенка со своими домашними или с друзьями семьи, делайте это в его отсутствие, чтобы не травмировать детскую психику еще больше. И не превращайте школьные неувязки сына или дочери в семейную трагедию — это лишь утвердит его в роли невинной жертвы.
  • Ваша главная задача – помочь своему ребенку, принимая его таким, какой он есть, но не унижая при этом других детей и педагогов. Чаще, чем обычно, интересуйтесь делами своего чада, проводите с ним “разбор полетов”, анализируя тот или иной виток сложившейся ситуации и обсуждайте способы их разрешения. Не обвиняйте противоборствующую сторону во всех смертных грехах, научите ребенка анализировать собственную неправоту и допущенные ошибки. Даже если во всем действительно виноваты другие дети, подскажите своему, как выйти из конфликта и снискать расположение в новом коллективе.
  • Проводите со своим ребенком больше времени, сообща выполняйте какую-то домашнюю работу, поручите ему ответственное дело, чтобы он не страдал от своей ненужности. Кроме того, любая активная деятельность, даже обычная физзарядка, поможет снять с организма нервное и физическое напряжение.

Иными словами, когда ребенку приходится адаптироваться к новой среде, к новым географическим реалиям, новому окружению — одноклассникам и учителям - ему особо требуется поддержка родителей. Зачастую дети не принимают “новеньких” не потому, что те чем-то плохи, а лишь желая продемонстрировать монолитность уже “спевшегося” коллектива. Это своего рода проверка “на вшивость”: выстоит новичок — примем его в свои ряды, не выстоит – обзовем хлюпиком и дружно отвернемся. И дело здесь вовсе не в жестокости детей, не в их эгоизме. Это всего лишь своего рода игра - “Испытание новичка”. Ведь и на взрослого человека, пришедшего в незнакомый коллектив, какое-то время смотрят с опаской, не зная, можно ли ему доверять. Так чего ж удивляться детям: желая знать, можно новенького “в разведку брать” или нельзя, они просто устраивают ему экзамен… Поэтому не позволяйте своему ребенку ожесточаться, лучше наметьте ему правильный “фарватер”.

На что ориентировать ребенка

  • Терпение и терпимость — это главное. Способность не раздражаться, не отвечать обидчикам оскорблением на оскорбление, умение разумно пойти на компромисс — вот то, что должен помнить ребенок во время конфликта со своими сверстниками.
  • Нельзя всегда и во всем соответствовать ожиданиям окружающих, нужно, считаясь с чужим мнением, все же оставаться самим собой – не потерять индивидуальность.
  • Школьные проблемы разрешимы — они своего рода подготовка ко взрослой жизни. Ведь после школы придется не один раз быть новичком — в вузе, в армии, на работе. Так что любое отчуждение — явление временное, важно не впадать в депрессию и сохранять веру в себя.
  • Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к другим людям — родителям, учителям, близким друзьям. Если же проблема не разрешается так скоро, как хочется, не следует пренебрегать помощью школьного (или любого другого) психолога. У специалистов имеется много различных тестов, позволяющих определить, какие сложности в характере человека мешают ему легко приспособиться к коллективу, и методик, которые дают возможность скорректировать общение и прекратить конфликт.

Дорогие папы-мамы, не забывайте, что легкая депрессия может перейти в глубокую. А затяжной стресс, каковым глубокая депрессия и является, способен подтолкнуть ребенка на самые неожиданные шаги: алкоголь, наркотик, криминал и, даже, самоубийство. Не дайте этому случиться с вашими детьми — следите за их поведением, настроением, эмоциями. Даже отсутствие аппетита и нежелание смотреть по телевизору любимый мультфильм или сериал могут свидетельствовать о том, что ваш ребенок нуждается в помощи. Прежде всего - в вашей!

По материалам журнала “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>