Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Пережить горе вместе

Валерия КУКСА, психолог

Пожалуй, каждый взрослый испытывал за свою жизнь тяжелое чувство утраты, связанное со смертью близкого человека. Кажется, все померкло, мир потерял краски… Но со временем мы находим в себе силы вернуться к жизни.

Но ни один ребенок не может самостоятельно справиться с горем от утраты близкого человека. Малышу обязательно понадобится ваша помощь -- продуманная, взвешенная, искренняя.

Рекомендации психологов

Эти советы помогут вам поддержать малыша в скорбные дни.

  1. Давайте ребенку точную и конкретную информацию, отвечайте на все его вопросы.
  2. Осознание смерти -- процесс очень постепенный, и о том, что произошло, надо говорить не один раз. Многие родители считают, что разговоры о смерти только еще больше травмируют ребенка, и поэтому тема смерти становится запретной. Если вопросы останутся без ответов, то нанесут малышу более тяжелую травму и будут долгое время мучить его.

    Если ребенка оградили от похорон и он не видел момента погружения гроба в землю, тогда придется ответить на первый вопрос: “Где этот человек? Почему он не приходит?”

    Если же малыш присутствовал на похоронах, он может не смириться с произошедшим. Последуют вопросы: “Почему? Навсегда ли?” и т.д. Взрослым надо быть готовыми к ним, заранее продумать ответы и рассказы о счастливой загробной жизни, о жизни с другими людьми на небесах и т.д. Например, такой. “Высоко-высоко, на Небесах, есть некоторое Царство, некоторое Государство. И живет там правитель Царства – Божий Сын. Но живет он там не один. Вместе с ним его друзья – мужчины и женщины, старики, мальчики и девочки, а также разные животные. Все здоровы и очень дружны. Царство это очень красивое. Там светло и тепло, весело и безопасно. Туда и отправился наш … ”. Красивая сказка всегда немного успокоит ребенка, ответит на многие его вопросы.

  3. Не скрывайте от малыша свои чувства.
  4. Если взрослый свои чувства не скрывает, то и ребенку легче проявлять свои.

    Не стесняйтесь в присутствии малыша плакать, и он поплачет, выплеснет то, что накопилось. Пусть ребенок видит, что и вы испытываете те же чувства, что и вам тяжело. Ваше настроение и поведение должно соответствовать ситуации.

  5. Избегайте неоправданных разлук с ребенком.
  6. Малыш в первые дни после смертного случая не понимают, почему любимый человек его оставил, почему он к нему больше никогда не вернется. Малыши обижаются на этого человека за то, что он так с ним поступил. В это время у детей обострено чувство страха перед одиночеством, они не хотят оставаться одни, ощущают свою “ненужность”. Частые и долгие разлуки с ребенком абсолютно недопустимы.

  7. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего.
  8. Нельзя жить по принципу – не допускать ситуаций, которые напоминали бы ребенку об умершем. Воспоминаниями надо жить. Можно пересматривать фотографии, припоминая различные жизненные ситуации, просматривать видеозаписи, посещать могилу. Предаваясь воспоминаниям, дети одновременно осмысливают случившееся.

  9. Если ребенок испытывает чувство вины, то необходимо “приглушить” его.
  10. Часто малыш думает, что в смерти близкого виноват он, что этот человек оставил его из-за непослушания, плохих оценок, капризов и т. д. Конечно, всячески надо стараться убеждать ребенка в обратном, дабы предупредить у малыша комплекс вины.

  11. Необходимо говорить с ребенком о его страхе смерти.
  12. Однажды узнав о смерти, дети начинают беспокоиться (порою, навязчиво) о смерти других родных и близких людей. Следует настойчиво уверять их, что ни с кем ничего не должно случиться, что подобные случаи бывают очень редко.

    К сожалению, известны ситуации, когда ребенок настолько тяжело переживал смертный случай близкого человека, что родители не смогли малышу помочь - потребовалась специальная помощь.

  13. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего.

Нельзя жить по принципу – не допускать ситуаций, которые напоминали бы ребенку об умершем.

Воспоминаниями надо жить.Можно пересматривать фотографии, припоминая различные жизненные ситуации, просматривать видеозаписи, посещать могилу. Предаваясь воспоминанииям, дети одновременно осмысливают случившееся.

Ребенку нужна специальная помощь, если…

  • поведение малыша после смертного случая сильно меняется: например, если он отдаляется от друзей или становится совершенно неуправляемым;
  • ребенок присутствовал при смертном случае или умершего нашел он; малыш постоянно вспоминает эти ситуации;
  • после смертного случая ребенок печален длительное время, потерял интерес к друзьям, школе или высказывает мысли о нежелании жить.

Куда можно обратиться за специальной помощью?

  1. Психологи детских учреждений (садов, школ и т.д.)
  2. Психологи районных управлений образования.
  3. Психолог городского Центра здоровья,
  4. Служба Доверия

Как объяснить ребенку “естественность” смерти человека?

Услышав вопрос: “Почему же все-таки люди умирают? Зачем?” - многие мамы действуют проверенным способом. Они отвечают: “Земля, на которой мы живем, очень большая, но людей, которые на ней живут, очень много. Каждый день рождается еще очень много маленьких человечков. Если бы все оставались жить на Земле, наступил бы такой день, когда людям стало бы очень тесно. Вот многие и отправляются жить в другое Царство – на Небеса, - давая возможность остаться на Земле другим людям. Также поступают животные и растения - умирая, дают жизнь другим”.

Брать ли малыша на кладбище в день похорон?

Всем известна примета, что беременной женщине присутствовать на похоронах нельзя, это может плохо отразиться на малыше, которого она носит под сердцем. Этот совет пожилых людей вполне приложим и для маленьких детей. Присутствие на похоронах и на кладбище именно в день похорон малышей дошкольного возраста нежелательно.

Психика ребенка – это не почва для экспериментов. Лучше психическую травму малыша предотвратить, чем потом залечивать.

Когда у ребенка появляется страх смерти?

Страх – это выражение инстинкта самосохранения ребенка. Этот страх имеет свою физиологическую, возрастную основу и очень часто встречается у здоровых и нормально развивающихся детей. Просто родителям следует знать, как правильно реагировать на необычное поведение, вызванное детским страхом.

Прообразом страха смерти является страх перед незнакомыми людьми детей восьмимесячного возраста. В последующем этот страх принимает облик страшных и коварных чудовищ - Бабы-Яги, волка, Пиковой Дамы и т. д. Многие родители не обращают внимания на эти детские “глупости”, насмехаются над ребенком, попрекая его трусостью. Этого делать нельзя. Помня о том, что все эти страхи носят переходный характер и существенно не изменяют самочувствие, настроение и жизненный тонус ребенка, родители должны “принимать участие” в подобном поведении малыша, “работая над изгнанием страха”, играя “в страхи”, рисуя их или просто заинтересовывая ребенка совершенно новым объектом наблюдения, размышления и развлечения.

В более широком плане возрастной страх смерти может быть представлен страхами болезни, заражения, нападения, глубины и замкнутого пространства, животных и некоторых людей и т.д. Но максимальное выражение страха смерти – это смерть именно человека. В основе этого страха лежит то, как малыш представляет саму жизнь, ее начало и конец. А это, согласитесь, зависит от окружения ребенка, в первую очередь, от родителей. Рассказывая малышу о долгой и интересной жизни, приводя множество примеров о волшебной стране, название которой Рай, где все - и люди, и животные – живут в дружбе и любви, вы намного снизите риск появления у ребенка страшных навязчивых мыслей.

Как правило, к 5-6 годам страх смерти сводится на нет, но все еще может проявляться эпизодически, непродолжительно.

ЭТИКЕТ

Дети на похоронах

Ни при каких обстоятельствах не принято одевать детей во все черное. На похоронах они могут присутствовать в самой нарядной своей одежде, а после носить то, что обычно.

Малышей, которым еще не исполнилось 5-6 лет, лучше на похороны не брать. Дети постарше должны находиться с семьей, рядом с тем человеком, который сможет их утешить.

Принято считать, что дети, потерявшие отца или мать, какое-то время не должны ходить на занятия и принимать участие в забавах после окончания уроков. На самом деле это неверно. Им нужно не только посещать школу, но также заниматься спортом, ходить на школьные концерты и представления. Обычный распорядок жизни маленьких детей нарушаться не должен - более чем когда-либо им нужны прогулки и шумные игры. Однако в течение двух-трех недель, а иногда и дольше, дети, потерявшие одного из родителей, иногда сами не хотят принимать участия в увеселительных мероприятиях. Не принуждайте их, со временем ребенок сам вернется к нормальному ритму жизни.

По материалам журнала “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>