Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


А моя “лыбка” плавает в “аквалиуме”

Татьяна БИЛЕНКО

Мой четырехлетний сын не выговаривает некоторые звуки (р, все шипящие и свистящие). Раньше я не обращала на это внимания, ведь маленькие дети часто коверкают слова. А недавно соседка-медсестра сказала, что это может закрепиться и перерасти в стойкий дефект речи. Подскажите, как можно дома заниматься со своим малышом, чтобы научить его правильно выговаривать все звуки.

С уважением, Татьяна Мороз, г. Борисполь.

Наш консультант – врач-логопед Киевского центра “Здоровье” (Печерского района) Лилия Анатолиевна ГАПОН

Речь маленьких детей (приблизительно до четырех-пяти лет) всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако большинство детей со временем “научатся” правильно говорить. А вот некоторым малышам к пяти годам так и не удается одолеть “упрямые” буквы, при чем все погрешности речи принимают характер стойкого дефекта. Это состояние называется дислалией (расстройство речи). Существует механическая и функциональная ее разновидности.

Механическая дислалия связана с дефектами артикуляционного аппарата.

Причинами механической дислалии могут быть:

  • укороченная уздечка языка (подъязычная связка);
  • дефекты строения челюстей: неправильный прикус, неправильное строение зубов;
  • неправильное строение неба;
  • толстые губы.

Если родители заметили у своего малыша неправильный прикус (правильный – это когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние) или у него слишком большие щели между зубами, нужно обязательно обратиться к стоматологу.

Функциональная дислалия возникает если:

  • в семье привыкли “сюсюкать”, а не говорить с ребенком “по-взрослому”;
  • ребенок подражает людям с дефектами речи или часто общается с детьми с дефектами речи;
  • двуязычие в семье;
  • недоразвитие фонетического слуха. То есть, ребенок говорит неправильно, потому что его слух не делает различия между некоторыми звуками речи. Например, малыш путает близкие по звучанию слоги: ша, са, ча, ща и др.
  • недостаточно развиты движения органов артикуляции: губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти.

Нарушение звукопроизношения может проявляться, как отсутствие труднопроизносимых звуков, их искажение или замена. Например, вместо “пароход” ребенок говорит “паоход”, вместо “гудок” – “дудок”, “субы” вместо “зубы”.

Как помочь ребенку говорить правильно.

Если у вашего малыша нет дефектов артикуляционного аппарата, правильно говорить ему помогут игровые занятия и упражнения. Постарайтесь почаще уделать время для языковых игр со своим ребенком. Такие тренировки помогут ему быстрее освоить все “трудные” звуки, и к тому же, способствуют развитию памяти и остроты внимания.

Развитие фонематического слуха.

Научить ребенка слушать разницу между сходными звуками можно при помощи полезных и занимательных игр.

Для начала нужно проверить какие именно звуки не достаточно хорошо различает малыш. Обратите внимание на: свистящие и шипящие (са-ша, са-за, ча-ща), звонкие и глухие (да-та, па-ба), сонорные (ра-ла, ри-ли), мягкие и твердые (са-ся, ла-ля). Поиграйте с ребенком в такую игру. Попросите своего кроху хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, когда он услышит, произнесенный вами слог (например, “ша”). Затем скажите малышу: “Этот маленький слог заблудился в компании других похожих слогов, помоги мне найти его”. Теперь малыш должен среди слогов “ца”, “ша”, “ча”, “ща” услышать “ша” и при этом выполнить какое-нибудь действие.

Дальше нужно проверить различает ли малыш близкие по звучанию, но разные по смыслу слова: жук-сук, том-дом-ком, мишка-миска, день-тень-лень.

Для того чтобы развить у ребенка слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие, нужно проводить с ним занятия по таким направлениям:

  1. умение узнавать неречевые звуки. Например, родители знакомят ребенка со звучанием разных предметов (удар мяча о пол, шелест газеты). Затем малыш должен отвернуться и, не видя предмет, сказать, что это звучит;
  2. различать высоту, силу и тембр голоса. Можно поиграть в такую игру, покажите малышу трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего и маленького. Затем расскажите ему сказку “Три медведя” (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики то низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребенок угадывает медведей;
  3. различать слова близкие по звуковому составу. Мама раскладывает картинки, названия которых звучат похоже: рак, мак, бак; дом, ком, сом; коза, коса. Затем она называет три-четыре слова, а ребенок отбирает нужные картинки и расставляет их по порядку называния;
  4. умение различать слоги. Тот, кто занимается с малышом, произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Ребенок должен сказать, какой из них лишний. Затем игра усложняется: на-но-на; ка-ка-га-ка и т. д.
  5. умение различать отдельные звуки. Можно дать крохе картинки поезда, девочки и птички. А затем сказать, как они “говорят”: “Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птички поет и-и-и”. Потом ребенок берет картинки и по звукам ориентируется, какую из них нужно показать;
  6. формирование элементарного звукового анализа. Нужно изготовить для занятия несколько разноцветных кружочков. Дальше называть один два или три гласных (согласных) звука. Например, “а”, “ау”, “ауо”. Малыш откладывает столько кружочков, сколько звуков он услышал.

Развитие артикуляционного аппарата.

Вместе с развитием фонематического восприятия у ребенка, необходимо заниматься и артикуляционной гимнастикой. Это поможет выработать правильные, полноценные движения артикуляционного аппарата малыша. Все упражнения делается на статические, которые выполняются неподвижным языком и динамические, при выполнении которых язычок все время находится в движении.

Статические подготовительные упражнения.

  1. “Лопаточка”. Для выполнения этого упражнения попросите малыша высунуть язык и положить на нижнюю губу. Следите за тем, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок пробудет в таком положении 10-15 с.
  2. “Чашечка”. Ребенок широко раскрывает рот и широкий язык поднимает кверху. Попросите кроху потянуться язычком к верхним зубам, но не прикасаться к ним. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
  3. “Иголочка”. Малыш открывает рот. Язык нужно высунуть далеко вперед и сделать его узким. Продержаться 10-15 с.
  4. “Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка ребенок должен прижать к верхним коренным зубам. А его кончиком упереться в нижние передние зубы. Удерживать такое положение 15 с.
  5. “Трубочка”. Малыш высовывает широкий язык. Боковые края его загибает вверх. Попросите ребенка подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое упражнение повторять по 8-10 раз четко и медленно.

Динамические подготовительные упражнения.

  1. “Часики”. Малыш высовывает узкий язык. При этом он тянется языком попеременно то к правому уху, то к левому. Проделать 15-20 раз.
  2. “Лошадки”. Это упражнение дети очень любят и выполняют с охотой. Нужно присосать язык к небу и щелкнуть им. Смотрите, чтобы малыш тянул подъязычную связку. Сделать 10-15 раз.
  3. “Качели”. Ребенок высовывает узкий язык и тянется им попеременно то к носу, то к подбородку. При этом можете проговаривать какую-нибудь веселую считалочку. Повторить 10-15 раз.
  4. “Вкусное варенье”. Попросите малыша высунуть язык, облизать верхнюю губу, а затем спрятать его в глубь рта. Делать 15 раз.
  5. “Змейка”. Ребенок широко открывает рот. При этом язык нужно сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Затем язык максимально выдвигать вперед и убирать внутрь. Двигать языком нужно в медленном темпе 15 раз.
  6. “Маляр”. Рот слегка приоткрыт, языком облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
  7. “Катушка”. Ребенок кончиком языка упирается в нижние зубы, боковые края при этом прижаты к верхним коренным. Широкий язык “выкатывается” вперед и убирается в глубь рта. Повторите 15 раз.

Для того чтобы ребенок с удовольствием выполнял все эти упражнения, постарайтесь превратить тренировку в увлекательную игру. Придумайте сказку о приключениях язычка. Например, вы может начать так: “Жил-был на свете смешной и веселый язычок. Поскольку он все время находился внутри своего домика-ротика, ему было скучно. Однажды язычок решил пойти погулять (дальше применяя нужные упражнения язычок может скакать, как лошадь, дуть в трубу, как паровоз). Так же вы можете пригласить к язычку в гости кота (ребенок покажет, как котик лакает молоко), лягушку (она высовывает язык и ловит комаров)”. Для того чтобы было веселее и разнообразие, дайте малышу зеркало, пускай он посмотрит на себя со стороны.

Занимаясь с ребенком каждый день понемногу, вы сможете добиться хороших результатов. При чем не только в плане правильного произношения звуков, но и в общении со своим малышом. Ведь разговаривая и играя с вами он будет чувствовать ваше тепло и ласку.

МАТЕРИАЛ ПРЕДОСТАВЛЕН ЖУРНАЛОМ “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>