Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Еще раз о гиперактивности, или Как играть с гиперактивным ребенком

Андрюшу называют по-разному. “Он у вас просто ураган, сметает всех детей на площадке!” - жалуются соседи. “Этот ребенок заводится с полуоборота, как пожар вспыхивает с маленькой искорки”, - рассказывает воспитательница маме Андрюши. “Покажите его врачу, у него явно не все в порядке”, - советует отец соседского Вани, которого Андрей опрокинул в лужу. От таких высказываний у родителей голова идет кругом: их ребенок просто чересчур активный и темпераментный, или он у них и вправду с “диагнозом”.

 

Чрезмерная активность детей, особенно мальчиков, явление весьма распространенное. Но родителям следует отличать повышенную подвижность ребенка как проявление холерического типа темперамента от гипердинамического синдрома. Некоторые родители и педагоги принимают подвижность ребенка за гиперактивность. Однако только излишняя (с точки зрения взрослых) двигательная активность не может служить поводом для такого диагноза. Это имеет право сделать только врач.

 

 

Как предположить, что ребенок гиперактивный

 

 

Основными проявлениями гиперактивности являются: дефицит активности внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Американские психологи П.Бейкер и М.Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

 

 

Дефицит активного внимания

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.

 

Двигательная растормошенность

Постоянно ерзает.

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

Очень говорлив.

 

Импульсивность

Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

Неспособен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

Плохо сосредоточивает внимание.

Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждение есть пауза).

Не может контролировать и регулировать свои действия Поведение слабо управляемо правилами.

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет).

 

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, родитель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

 

 

Каковы причины гиперактивности

 

 

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

токсикоз беременности;

патология родов;

инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

генетические факторы;

хронический алкоголизм родителей.

 

По современным данным, у 85 процентов детей с данным диагнозом причиной возникновения гиперактивности стали патология беременности и (или) родов у матери.

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Как подчеркивают специалисты, ММД сопровождается такими поведенческими проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность, отсутствие сдерживающих начал, чувство вины и переживания

 

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому родителю важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

 

 

Саньку дома просто не усадить, он мечется из комнаты в комнату, от занятия к занятию. Родители с ужасом ощущают приближение вечера, когда с сыном происходят особенные “превращения”. Но когда наступает утро и надо идти в садик, он становится совсем другим. Всю дорогу плачет, просит маму остаться с ним . В садике Санька ведет себя просто великолепно, тихо, молчаливо. “Золото, а не ребенок! Все б такие были !” -говорят воспитатели. Правда он не любит соревновательных игр, плохо переживает поражение, настороженный, боязливый. Родители недоумевают, как ребенок может так меняться.

 

 

Чем же отличаются друг от друга гиперактивные и тревожные дети?

 

 

 

Критерий Гиперактивный Тревожный

Оценки ребенок ребенок

 

Контроль поведения Постоянно импульсивен Способен контроли-

ровать поведение

 

Двигательная активность Постоянно активен Активен в опреде-

ленных ситуациях

 

Характер движений Лихорадочный, Беспокойные,

беспорядочный напряженные

движения

 

Кроме того, поведение тревожного ребенка социально неразрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

 

Про таких чересчур активных детей иногда говорят, что они “без тормозов”. А их родители спрашивают: “Как же выдержать такого ребенка, как развивать, учить, если он не может усидеть на месте? Даже в гости детей невозможно пригласить, перевернут все вверх дном!” Конечно перевернут, если правильно не организовать их времяпровождение. C гиперактивными детьми можно и нужно много играть, заниматься. Как? Психологи Лютова Е.К. и Монина Г.Б. советуют подбирать игры так, чтобы детям было и интересно и полезно. Кстати есть интернет игры, например флешь игры для мальчиков бесплатно. Также необходимо, чтобы игры были направлены на тренировку трех важных функций – внимания, двигательной активности и импульсивности. В этом номере мы рассмотрим игры, направленные на тренировку внимания гиперактивного ребенка.

 

 

Найди отличие”

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

“Ласковые лапки”

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

“Броуновское движение”

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети стают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 

“Передай мяч”

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

 

“Запрещенное движение”

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять’. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

СТАТЬИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЖУРНАЛОМ “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>