Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Тревожный ребенок

“Не знаю, что сын будет делать в первом классе, если в подготовительной группе без меня находиться не может”, -жаловалась подругам мама шестилетнего Артема.

Мальчик уже месяц ходит на занятия и постоянно плачет, ему там не нравится. Успокаивается он только если мама садится с ним рядом. Вот так они и учаться – вдвоем.

К играм активного интереса Артем не проявляет, ребят чуждается. Каждое утро, заходя в клас, он напряженно вглядывается во все, что его окружает, почти безвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что паренек ожидает каких-либо неприятностей.

Это типичный портрет тревожного ребенка. Сюда можно добавить еще несколько деталей. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто такие дети ожидают самого худшего. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки у тревожных детей низок, они и впрямь думают, что хуже других во всем, что самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны также и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. В момент тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Что отличает тревожного ребенка?

Чтобы лучше понять ребенка, родители и воспитатели могут воспользоваться следующим опросником (Лаврентьева Т.П., Титаренко Т.М.)

Тревожный ребенок

  • не может долго работать, не уставая;

  • ему трудно сосредоточиться на чем-то;

  • любое поручение вызывает излишнее беспокойство;

  • во время выполнения заданий очень напряжен, скован;

  • смущается чаще других;

  • часто говорит о напряженных ситуациях;

  • как правило краснеет в незнакомой обстановке;

  • жалуется, что ему сняться страшные сны;

  • руки у него обычно холодные и влажные;

  • у него нередко бывает расстройство стула;

  • сильно потеет, когда волнуется;

  • не обладает хорошим аппетитом;

  • спит беспокойно, засыпает с трудом;

  • пуглив, многое вызывает у него страх;

  • обычно беспокоен, легко расстраивается.

Признаки тревожности

Тревожность малыша во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревога родителей передается ребенку.

Тревожность, тревога или страх ?

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

*

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

*

Страх может развиться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на втором году жизни, по мнению известного профессора А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли, и связанный с этим страх больницы и медицинских работников. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся “быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают”.

*

Причины возникновения тревожности

Большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений.

  • Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (“Ты непременно должен быть отличником!”).

  • Повышенная тревожность самих родителей (“С такими оценками нашего ребенка не остьавят в этом классе. Что мы с ним будем делать дальше?”).

  • Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (“Ладно, сегодня я не буду тебя за это ругать, но в следующий раз, если …”).

  • Предъявление ребенку противоречивых требований (“Тебе нельзя этого делать, ты еще маленький!”, “Веди себя соответственно, ты же уже взрослый!”).

  • Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них( “Я знала, что так будет…”, “Как мы это переживем …”, “Что же теперь делать …”).

  • Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей (“Посмотри, как сын моего приятеля Степан отлично играет в шахматы, обыгрывает даже взрослых. А ты же едва научился ходить конем и пешкой”).

  • Авторитарный стиль воспитания в семье (“Я мать, и мне лучше знатьc кем тебе дружить!”).

  • Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам “Учиться только в школе недостаточно. Мальчики должны уметь многое: знать английский язык, играть на скрипке, заниматься в спортивной секции …”).

Как правильно вести себя с тревожными детьми

    • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

    • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

    • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

    • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

    • Чаще обращайтесь к ребенку по имени

    • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером.

    • Не предъявляйте к малышу завышенных требований

    • Будьте последовательны в воспитании.

    • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

    • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

    • Не унижайте ребенка.

СТАТЬИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЖУРНАЛОМ

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.“МИР СЕМЬИ”

Комментарии:

 
Татьяна ( 27.06.2008    15:09 )

Статья хорошая.

 
Катерина ( 02.09.2008    11:54 )

Статья понравилась, есть что почерпнуть для себя

 
Алеся ( 05.09.2008    14:42 )

Я согласна с написаным, многие проблемы с детьми произходят от нас-РОДИТЕЛЕЙ!
В какой психол. атмосфере ребенок ростет!

Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>