Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


В черном пречерном королевстве

Татьяна Мищенко

– Мамочка, а разбойников нет? А колдунов нет? А привидений, воров, оборотней? Под кроватью никто не прячется? А за окном?..

Эти вопросы – традиционны для пятилетней Надюши. Задает она их в одно и то же время: лежа в кровати, после маминого вечернего поцелуя и пожелания спокойной ночи. Мама должна обязательно ответить “Нет, никого нет”. Эта фраза служит своего рода “оберегом”, запрещающим существование на сегодняшний вечер всей перечисленной нечисти.

Подобные ситуации знакомы многим родителям. Не нужно относиться к ним с юмором. Да, со стороны это может быть очень смешным и походить на детскую шутку. Многие дети действительно боятся страшных вещей, творящихся в воображаемом мире и не знают как с ними справиться.

“Страшные” места

Вспомните свое детство. Возможно, и в вашей квартире тогда были пугающие места, которых вы стремились избегать. Например, меня в детстве пугала маленькая дверца встроенного шкафа на кухне, куда родители ставили крупы. Мне представлялось, что это – провал в другой мир, из которого может прийти что-то ужасное. Я боялась подойти к этой дверце и ни за что не согласилась бы открыть ее.

Самосознание у маленького ребенка еще недостаточно сформировано, поэтому ему тяжело провести грань между реальностью и его собственными фантазиями. Такая проблема свойственна и взрослым, но у детей это проявляется сильнее и может доставлять малышу много трудностей.

Детские страхи, связанные с проемами, полостями и вместилищами внутри дома, относятся к раннему периоду жизни, но могут сохраняться и длительное время. По наблюдениям психологов одним из традиционных страшных мест для детей является туалет. Многие малыши боятся провалиться туда, их пугает шум сливающейся воды. Поэтому не удивляйтесь, если окажется, что у вашего ребенка есть свои суеверия и нерациональные ритуалы, связанные с посещением этого места. Даже у младших школьников встречается страх перед унитазом, который находит свое отражение в детском фольклоре (черные руки, утягивающие детей в дыру).

Обычно подобные страхи возникают сами собой, и ребенок не знает как с ними справиться. Собственный мир ребенка вполне реален для него, но невидим для мамы и папы. Вот, например, черное пальто висит, а посмотришь – как будто кто-то страшный. Самая большая неприятность, что родители его не видят, а значит, не смогут прийти на помощь, защитить. Если в этом мире становится страшно, есть только один способ из него выбраться – поскорей бежать к маме.

“Страшные” вещи

Взрослые своим присутствием удерживают малыша в мире реальности. Но если их нет поблизости… Вечером или ночью в темноте, вещи начинают жить своей особенной жизнью. Вспомните, как в детстве, стоило маме закрыть дверь детской, как в темноте занавески, чемоданы, антресоли превращались в непонятные, пугающие предметы. Поэтому не ругайте малыша, если он категорически отказывается закрывать дверь в свою комнату перед сном или умоляет оставить включенной настольную лампу. Лучше купите ему ночник. Но самый верный способ спасения от “страшилищ” - надежная рука мамы или папы. Поэтому, если в глазенках вашего крошки стоит страх, отложите на некоторое время свои дела и посидите возле его кроватки. Вы увидите, как расслабится напряженное личико малыша, и он спокойно заснет, ведь ни одно страшилище не устоит против такой мощной защиты, как мамино прикосновение.

Но и светлое время суток бывает не менее пугающим. Если мама ушла в магазин, некоторым детям бывает страшно даже пошевелиться в кресле до ее возвращения. Многие малыши боятся портретов и плакатов, висящих на стене. Известный детский психолог Мария Осорина описывает следующий случай. Девочка одиннадцати лет боялась плаката с Майклом Джексоном, висящего на двери ее комнаты. Если мама уходила из дому, а дочь не успевала выйти из этой комнаты, то ей оставалось лишь сидеть, съежившись, на диване до прихода матери. Девочке казалось, что Майкл Джексон сойдет с плаката и задушит ее. Бедняжка не рассказывала про свои страхи родителям – они все равно не поверили бы ей, да еще и пристыдили бы “ведь она уже взрослая и не должна бояться”.

Почему ребенок чувствует себя беззащитным? Психологи считают, что это случается, если малышу кажется, что его недостаточно любят, часто порицают и оставляют надолго в одиночестве со случайными или неприятными людьми. Даже взрослые, которым в детстве довелось испытать подобные страхи, иногда боятся оставаться в пустой квартире.

“Страшные” истории

В лагере – вечерний отбой. Все дети разведены по комнатам, уложены в постели и спят. Так думают вожатые-воспитательницы. А детям в это время совсем не до сна. Они - возле Дениса, с замиранием сердца слушают его страшные истории:

-…“Открой эту коробочку!” - приказали девочке Зеленые Глаза. Девочка послушалась и открыла… Тогда Зеленые Глаза схватили ее и затащили внутрь. Вечером домой пришла мама. Она увидела странную коробочку и тоже услышала приказ: “Открой ее!”…

До колик в сердце слушают дети истории о Черной Руке, о маленьком красном пятне на потолке, которое в двенадцать часов ночи вырастает до размеров люка и заглатывает маленьких детей, о Старой Пластинке, которая играет похоронный марш, и о Настенных Часах с Кукушкой, заводящий которых умирает.

Обратите внимание, что все ужасы в историях происходят, когда родителей нет дома или они крепко спят. Самые сокровенные страхи, тот воображаемый пугающий ребенка мир находит свое отражение в детском фольклоре - тех самых “страшных историях”, которые каждому из нас когда-то доводилось слушать, а некоторым и рассказывать. Это – закономерный процесс. Личные переживания ребенка постепенно становятся материалом коллективного детского сознания. Страхи прорабатываются в групповом рассказывании – прослушивании этих “страшилок”. Обычно возраст слушателей и рассказчиков колеблется в пределах 6-12 лет. Здесь особенно важно совместное переживание и преодоление страха, общие сильные чувства и впечатления.

“Страшные” помещения

Помимо “страшилок” особый интерес вызывают у детей “страшные” помещения – подвалы и прочие темные паутинистые места, где “могут обитать злые духи, ну, и мертвецы всякие”. С одной стороны, возле таких мест страшно даже проходить, но, не взирая на это, туда так и тянет.

Почему, жутко боясь “страшного черного подвала”, дети все же вооружаются фонариками и по скрипучей лестнице спускаются навстречу своему страху?

“…Тому Сойеру со страху чудилось, будто души мертвых жалуются на то, что их потревожили. Мальчики разговаривали очень мало, и то шепотом; место, время и торжественная тишина, разлитая над ночным кладбищем, действовала на них угнетающе…”

Марк Твен “Приключения Тома Сойера”

Кладбище, темный подвал, заброшенный дом, чердак, или даже обычный чулан с плесенью и обоями из паутины, ассоциируются с логовом зла. Поэтому их посещение становится для ребенка важным этапом взросления. Преодолевая свой страх, дети побеждают воображаемое зло и укрепляются в своих силах. Часто исследование этого “ужасного места” становится групповым действием. Дети собираются в стайку и отправляются навстречу зловещей тайне. Это – проверка на храбрость и одновременно ее тренировка.

Поход в страшное место может планироваться неделями. Нужно разработать стратегию, придумать сложный комплекс задач – спуститься, разделиться на группы и исследовать каждый закоулок подвала. Желательно также вынести оттуда какой-нибудь трофей. Обычно в команде храбрецов есть один заводила – самый старший, вокруг которого формируется группка.

Поход в подвал становится настоящим событием. Еще очень долго ребятня будет смаковать воспоминания о своем подвиге, будет хвастаться им перед теми, кто не смог пересилить свой страх и не пошел.

В группе ребенок ощущает себя более сильным, уверенным. Одному спускаться в подвал или идти на кладбище – и страшно, и непрактично: нет благодарной публики, не перед кем храбриться. А вот в компании – совсем другое дело. Тогда поход приобретает логичную оправданность.

Мария Осорина рассматривает страшные коллективные походы не просто как способ доказать свою храбрость, но еще и как возможность вместе преодолеть страх. Давно доказано, что общие переживания способны сплотить намного сильнее, чем десятилетнее просиживание за одной партой. А событие превращается в групповой миф, в котором так нуждаются дети. Ведь сказочный Иван Царевич, чтобы доказать бесстрашие, воюет с драконами. Дети, чтобы доказать свою храбрость, придумывают для себя своих драконов. И, сражаясь с ними, взрослеют.

СТАТЬИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЖУРНАЛОМ “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>