Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Мама! Ведь это несправедливо!

Психолог Виталия Шебанова

Каждому взрослому приходилось это слышать. Пока ребенок не ходит в школу, родителям обычно легко удается добиться восстановления справедливости. Однако, когда ребенку исполняется семь лет, ситуация меняется: большинство "несправедливостей", происходящих в мире младших школьников, уже не поддается родительскому контролю. Ведь нельзя же устроить так, чтобы всех пригласили на чей-то день рождения, нельзя отменить переезд самой лучшей подруги дочери, нельзя предотвратить измен подруг и друзей, нельзя…

Но давайте лучше обратимся к мнениям самих детей. Что же с их точки зрения является несправедливостью? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратились к ученикам некоторых школ г.Киева (со 2-го по 11-й класс). Опрос показал, что, несмотря на возрастную динамику, содержание ответов изменяется очень незначительно: "это когда обижают маленьких и слабых", "если обманывают и предают", "когда знаешь, что прав, а тебе не верят", "когда кому-то лучше, чем тебе", "когда обвиняют без вины", "это способы заставить человека страдать", "это, когда тебя сторонятся, как от прокаженного, только потому, что ты не такой, как все". Одна из школьниц печально заметила: "Несправедливость – огромное слово!" С этим сталкиваются довольно рано и часто.

Итак, как помочь ребенку справиться с ощущением несправедливости? С этим вопросом мы обратились к разным специалистам (они же по совместительству родители).

Павел (психолог, 35 лет). - К счастью, уже к семи -восьми годам у детей развиваются особенности мышления, которые позволяют им справляться с ощущением несправедливости. Я считаю, что главное, научить ребенка рассматривать ситуацию с нескольких точек зрения. Часто, именно обсуждение происходящего события помогает ребенку понять, что данную несправедливость можно оценивать и с другой позиции. Например, однажды мой Володька - школьная звезда футбола - пришел из школы страшно рассерженным и сердитым на учителя, отдавшего место капитана команды класса новенькому Антону. "Это несправедливо!" - возмущался сын. Однако, когда я объяснил сыну, что вероятно учитель это сделал не потому, что не ценит его - ведь он уже несколько раз достойно справлялся с ролью капитана команды -, а потому, что хотел поддержать новенького, Антон успокоился. А затем согласился и с тем, что новенькому необходимо дать возможность проявить себя с самой лучшей стороны, чтобы быстрее стать своим среди одноклассников, и с тем, что этому, как нельзя лучше, способствует статус капитана команды.

Татьяна (юрист, 30 лет) - Помню дочь пришла просто убитая горем. Она узнала, что ее преподаватель музыки увольняется из музыкальной школы. - Эта наша любимая учительница. Она лучше всех. Почему ее заставляют уйти? Это несправедливо!.

Я решила выяснить в чем дело и узнала, что учительница действительно уволилась, но по своей инициативе: она поступила в аспирантуру. Узнав правду Леночка не стала счастливее, ведь учительница все равно ушла, но тяжелое ощущение несправедливости сменилось гордостью за успехи любимого педагога и надеждой на будущую встречу.

Юрий (психотерапевт, 42года) - Как-то мой сын пришел из школы очень расстроенный. На мои вопросы мрачно ответил: - Я больше не хочу жить в таком не справедливом мире! Далее объяснил, что учителя несправедливо оценивают ответы детей. Дети "крутых", отвечая на "трояк", получают "5", а дети "простых", отвечая на "5", - выше "4" не получают. Я понял, что от того, как я отвечу сейчас, зависит и его дальнейшая жизнь, и наши с ним отношения.

Знаю, что взрослые часто реагируют на ситуации жизненной несправедливости верной, но никчемной банальностью типа: "А никто и не говорит, что жизнь справедлива" или "Мир жесток: каждый сверчок, знай свой шесток!". Но я также знал, что сейчас сын ждет от меня помощи, а не избитых и тривиальных отговорок.

В тот вечер мы говорили о многом. Я постарался ему объяснить, что в жизни есть вещи, с которыми приходиться просто смириться. Мы обсудили с ним список жизненных несправедливостей и пришли к выводу, что он достаточно велик.

Чем виноват, например, человек некрасивый, точнее тот, чья внешность не укладывается в каноны красоты ближайшей к нему социальной группы. А ведь такие дети, как правило, глубоко страдают с самого детства, чувствуя себя никем не любимыми Лягушкой или Гадким утенком. Ведь известно, что симпатичному с детства живется проще: ему все улыбаются, ему все прощают, дарят игрушки и приглашают играть в игры. А дети даже с небольшими физическими изъянами чувствуют равнодушное, а порой и не доброжелательное отношение окружающих, терпят обидные прозвища: "дылда", "коротышка", "толстяк", "шкиля", "очкарик", "косой", "лопоухий"; ощущают себя отверженными и нелюбимыми.

А в чем, спрашивается, провинились "черные" и "цветные" перед "белыми"? "Нечистые" славяне перед "чистыми" арийцами? Христиане перед мусульманами и наоборот? Тем не менее, несправедливый и позорный апартеид по национальной принадлежности или цвету кожи существует многие века.

Также несправедлив режим максимального благоприятствования детям, чьи родители занимают ответственный пост и имеют крупный счет в банке. Ну в чем, спрашивается, виноваты дети менее удачливых родителей?

- Как же с этим можно жить, зная, что мир так несправедлив? – вновь спросил сын.

- Ну, если ты заметил, нас на Земле, явно больше, чем двое. Следовательно, можно! Но ты прав, можно жить и чувствовать себя жертвой, а можно жить и наслаждаться жизнью. И это не зависит от количества денег.

- А от чего это зависит? - тут же последовал новый вопрос.

- Попробуй ответить на этот вопрос сам, после того, как я расскажу тебе притчу:

- У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. - Бедный, какое у тебя горе! - вздыхали односельчане. - О чем вы? - отвечал крестьянин, - у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала!. Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. -- -- Какая у тебя радость, - охали односельчане, – не было лошади – а вот появилось сразу две. - О чем вы? – удивлялся крестьянин, – что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить. Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. - Бедный, - снова охали соседи, - какое несчастье!. - Я не вижу несчастья, - отвечал крестьянин, - просто у сына сломана нога и ее надо лечить. Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома...

Так о чем эта притча?

Я не удивился, когда мой 13-летний сын, практически без моей подсказки, произнес:

- О том, что в то время, как вся деревня жила в мире переживаний и оценок всяких событий, старый крестьянин просто жил самой жизнью, не отвлекаясь на их переживания.

Мы еще долго говорили и разошлись спать только после того, как я убедился, что сын усвоил "формулу счастья": для счастливого восприятия жизни необходимо научиться "отсекать" примитивные отрицательные переживания.

- Вот теперь ты, наверняка поймешь смысл восточной мудрости: "Вы слышали, что грешники отправляются в ад, - но это не так. Куда бы ни попал грешник - он создает ад; и куда бы ни попал святой – там небеса". Так закончился наш задушевный разговор в тот вечер. Сейчас я спокоен за своего сына. Он всегда сможет стойко посмотреть в лицо любой несправедливости.

Марина (педагог, 29 лет) - Когда мой старший сын (восемь лет) устраивал "разборки" с младшим (шесть) я ему говорила: - Если ты у него отберешь то, что он у тебя отнял, это будет справедливо, но это не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ему это подарить! Первое время он возмущенно парировал: "Но это несправедливо!", потом он почувствовал вкус того, что называют великодушием. Сейчас старшему – 14, они прекрасно ладят друг с другом. Младший тоже научился делать подарки.

Володя (психолог, 37 лет) - Если я слышу от своей 15-летней дочери нарекания на несправедливость мира, я ей говорю, - "Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, глупы, невоспитаны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет, я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни возмущаться этим, ни расстраиваться из-за этого. Ведь глупо обвинять дождь, поливающий нас водой?! Какой же смысл обвинять людей, "поливающих нас грязью"?!

Один из показателей взрослости – это спокойно-безразличное отношение к поступкам окружающих, способность относиться к ним, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и раскрыть зонтик. Дело дождя – литься, наше дело – идти, куда нам надо. Быть внимательным к мнениям и оценкам окружающих нужно, но "держаться" за их оценки и зависеть от них – просто опасно. Ведь тогда легко оказаться марионеткой в чьих-то руках.

Итак, подведем итоги.

Если ребенок произносит: "Это несправедливо!" - относитесь к его проблемам серьезно. Нет ничего ужасного в том, что ребенок выражает свое недовольство действиями окружающих: сверстников, учителей, родственников. Страшно другое – если дома он не найдет поддержки. Прежде всего внимательно выслушайте, расспросите его о том, что ему показалось несправедливым. Расскажите о своих детских переживаниях или о каких-либо подходящих к случаю историй из Вашей жизни. Увы, далеко невсегда Вы можете защитить ребенка от несправедливости. Некоторые несправедливости не так просто объяснить. Особенно трудно помочь ребенку, впервые столкнувшегося с кражей, с ложным обвинением в чём-то, чего он не совершал, с наказанием за это, с изгнанием из компании сверстников из-за того, что он чем-то отличается от других. Все эти факты повседневной жизни многие дети воспринимают очень болезненно. Это может оставить глубокий след в их последующей жизни. Поэтому очень важно научить ребенка принимать любые неприятные жизненные "сюрпризы", как неизбежное. Научить его тому, что всё можно пережить, и всегда можно быть счастливым. И помните - порой все, что могут сделать взрослые: это посочувствовать, окружить семейным теплом, готовностью внимательно выслушать и поддержать маленького человека при встрече с очередной несправедливостью.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>