Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Это властное "нельзя"

Галина Вашуленко, врач-терапевт

Наши детки – маленькие зайчики, солнышки, птенчики, радость наша ненаглядная. Вы еще такие маленькие, а уже тысячи вопросов, порой совершенно неожиданных, на которые нет готовых ответов.

Как научиться понимать вас, быть другом, опорой? Вечная дилемма: как окриками и запретами не убить желание к познанию, как развивать, не унижая и не ломая? Как одновременно научить и уберечь от всех невзгод и негараздов? Ведь так хочется тебе, малыш, - здоровья, счастья и хорошей доли.

К сожалению, нигде не учат самому важному делу жизни – воспитанию детей. Перед нами только модель воспитания нас нашими родителями. И, хотя далеко не всегда мы согласны с их методами, но поскольку другой модели нет, чаще всего воспитываем так, как воспитывали нас. Да и воспитываем мы как бы между делом: между стиркой, уборкой, приготовлением еды – это главное, а воспитание – уже потом, в свободную минуту, и сводится оно, в основном, к двум понятиям – это "можно" и "нельзя", причем "нельзя" многократно превышает "можно".

Я – мама. У меня доченька – 3 года 4 месяца и маленький сыночек – 1 год 3 месяца. Хотелось бы поделиться своими наблюдениями над ситуациями, которые возникали на протяжении последних полутора лет.

...Мы сидим за столом на кухне – я и моя подруга (у нее уже две дочки-школьницы) – пьем чай. А моя дочь (2,5 года) на другом конце стола увлеченно занимается своим. Чем?

Свой недопитый чай вылила в тарелку, при этом немного пролила на стол, туда же ложку соли, сахара, кусочки хлеба. Взяла использованный одноразовый пакетик чая, разорвала, помяла в руках – руки все в чаинках и стол тоже. Попробовала – не вкусно. Высыпала в тарелку, ложкой размешала, а тот, что рассыпался на столе, развезла руками, создавая однородную картину, руки вытерла о платье. Посмотрела – грязно. Платье стала вытирать полотенцем. Продолжает дальше. В тарелку добавила ложку варенья, взяла нож (я ей разрешаю в моем присутствии пользоваться осторожно ножом) и порезала соленый огурец – и его бросила в месиво. Перемешала.

Мы сидим, разговариваем и наблюдаем.

- Олюша, что ты делаешь? – спрашиваю.

    - Готовлю обед Ане, моей доченьке (это кукла), – не поднимая головы, отвечает.

    Слезла со стула, пошла за куклой. Подруга не выдерживает:

    - Как ты ей все позволяешь? Я бы давно уже по рукам надавала, чтобы такого не делала, а ты молчишь. А с ножом что за игры? Ребенок не должен и близко подходить к ножу. Вишь, что на столе натворила! Нельзя воспитывать во вседозволенности.

Я молчу. Может, она и права. Не один раз и я хотела остановить дочку, но все время натыкалась на ее восторженный, увлеченный взгляд и не могла проронить ни слова.

Вернулась дочка с куклой. Взяла ложку и кормит ее. Потом решила попробовать сама - что же она приготовила. Скривилась – не понравилось. Забрала куклу, ушла.

Как надо было поступить? Где "золотая середина" между "можно" и "нельзя"? И почему "нельзя"? Ведь ребенок творил, готовил, соединял несоединимое, учился, понял, что невкусно, набрался опыта. А отрицательный опыт – это ведь тоже опыт. И его глаза при этом так блестели от удовольствия!

Да, испачкала стол, себя – но разве это главное? Я думаю, что главное – не убить дух творчества, познания, интереса, желания творить. А наши бесконечные "нельзя" – увы, именно они – убивают интерес, гасят глаза. И это порой на всю жизнь.

...Как завидовала соседке: у нее мальчик, почти ровесник моей дочке – разница в три месяца. Выходят на улицу – он держит маму за руку; она сядет на скамеечку – он рядом. Будет час мама сидеть – и он с ней. О таких говорят с восторгом: "Какой хороший, воспитанный мальчик!" И мама его сияет от похвалы.

Моя же дочь – полная противоположность. Только и кричу: "Не беги, не бери, не трогай, не лезь, не бей, песком не бросайся, с горки не съезжай, платье не испачкай!" И с умилением смотрю на сына соседки. Дома, позже, анализирую: зачем кричала на ребенка? Ну, побежала бы, ну, упала бы, ну и что? А может, и не упала бы. Полезла бы на горку? А ты, мама, поднимись со скамейки, подстрахуй ее. Что? Лень подняться? Легче крикнуть, запретить? Ну, испачкала бы руки, одежду – на то ты и мама: выстирала бы. Нет, мне хочется, чтобы она была такой же удобной, как и мальчик. И чтобы о ней сказали: "Какая хорошая девочка!" О, это общественное мнение. Не дай Бог, кто-то подумает, что я плохая мать, и что ребенок мой невоспитанный, хуже других. Мы дорожим мнением постороннего человека больше, чем интересами родного ребенка. Его мнение нас не интересует.

Мы часто говорим "нельзя", даже не задумываясь почему нельзя? Пользуемся устоявшимися застарелыми стереотипами, и в большинстве случаев наше "нельзя" обусловлено не стремлением обезопасить ребенка, а именно страхом перед общественным мнением. Обидно!

Запреты, крики, подкрепленные злобным властным взглядом, и одно и то же – "нельзя". И все это порой лишь за то, что ребенок учится, познает. Ведь ему все еще так интересно. И так многое надо, просто необходимо узнать.

...Моего сынишку (1 год 3 месяца), как магнитом, тянет на папин стол. Ведь там так много интересного и непонятного. И все хочется узнать, потрогать, понять, на клавишах компьютера поклацать, в настольную лампу заглянуть, а затем перевернуть: а что в телефоне гудит?

И это желание настолько сильное, всепоглощающее, что не останавливают ни грозное - "на папин стол не лезь", ни шлепки. Желание познать сильнее наказания.

Чтобы попасть на стол, ищет разные способы: пытается вылезть на стул, не получается – мал ростом еще, кряхтит, пытается еще раз, падает, плачет, подходит еще раз, сосредоточен, взял маленький стульчик, с помощью его вылез на стул, оттуда на заманчивый стол. Я сняла, накричала. Спрятала стульчик. Сын возмущенно плачет. Успокоился, ходит, думает. Ушел на кухню. Возвращается с кастрюлей, еле несет перед собой - тяжелая. Поставил ее возле стула. Стал ногой в середину кастрюли. Попробовал достать. Не получилось. Перевернул ее вверх дном, легко вылез на стул, а оттуда на стол. Радостный возглас - получилось! И опять эти восторженные глаза, останавливающие готовое сорваться с уст грозное: "Ты опять на столе, быстро слезь – нельзя!" и меняющие устрашающее выражение лица на мягкую уступающую улыбку.

Ведь был проделан такой труд, столько затрачено усилий и проявлено смекалки. Стою рядом, разрешаю потрогать клавиши, заинтересовавшие его ручки, ключи, линейки и послушать телефон, а затем быстро переключаю внимание.

Наиболее часто встречаемое слово в отношениях родителей и ребенка – это различные вариации слова "нет". Я однажды провела эксперимент: подсчитала, сколько раз за день я сказала своему полуторагодовалому ребенку "нет", то есть запретила. Оказалось, 55 раз, а похвалила 2 раза! И это я, которая со всех сторон слышит упреки в мягкотелости, вседозволенности и отсутствии строгости. Почти как в сказке о Золушке:

– Сколько раз обидела Золушку мачеха? – спросила крестная мальчика-пажа.

    - 24 раза, - ответил тот.

    - А сколько раз напрасно?

    24 раза.

    - А сколько раз она заслуживала похвалы?

    - 333 раза.

    - А сколько раз ее похвалили?

    - Ни одного раза.

    А сколько раз мы напрасно сказали "нет"? А сколько раз не похвалили? Всеми силами подавляем волю, энергию, стремление к познанию, любознательность.

    - Нельзя, не бери – разобьешь.

    - Не лезь – упадешь, ударишься, свалишься.

    - С пола (земли) не бери – заразишься.

    - На солнце не бегай.

    - Босыми ногами не ходи – поколешься (порежешься).

    - Быстро вылезь из воды, а то простудишься.

    - По комнате не бегай – соседи будут возмущаться.

    - По дивану не прыгай – пыль не поднимай, диван не поломай.

И так целыми днями муштруем их своими бесконечными "нельзя".

А почему нельзя без головного убора? А может, можно? А босыми ногами даже полезно. А может, и в воде не простудится, и диван не поломается? А может быть..?

И все равно, вопреки всем нашим "нельзя", не остановить их неудержимое стремление к практическому познанию (залезая и разрушая, падая и обжигаясь, через шишки, ссадины, синяки и содранные коленки), но снова и снова вперед, к непознанному и непонятному...


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>