Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


2 пишем, три – в уме

Анна Андрущенко

“Мне кажется, что у моего ребенка плохая память. Как это проверить?” - часто спрашивают родители. И интересуются: “Как можно развить у малыша память?”

Что такое память

Психологи различают два вида памяти: непроизвольную и произвольную.

Вы помните слова песенки, которая часто звучит по радио; не заглядывая в книжку, можете рассказать ребенку его любимый стишок, поскольку читаете его каждый день; без справочника знаете расписание электричек, возивших вас все лето на дачу. Такое запоминание происходит автоматически, без каких-либо усилий с вашей стороны. “За вас” работает так называемая непроизвольная память.

Но вот вы собрались сдавать экзамен на водительские права и засели за изучение правил дорожного движения. Или решили выучить английский язык и усердно зубрите неправильные глаголы. А возможно, вас ожидает публичное выступление, и вы стараетесь запомнить его текст, чтобы не опозориться? В этих ситуациях, ваша сила воли заставляет напрягаться произвольную память.

У маленьких детей чаще всего работает непроизвольный механизм запоминания. Они могут с удовольствием цитировать сотни раз читаного любимого “Мойдодыра”, но с неохотой и трудом будут учить скучный стишок для утренника. Это закономерно: ведь в таких ситуациях работают разные виды памяти. Психологи не советуют “досрочно” напрягать еще несформировавшуюся произвольную память дошкольников. Чтобы ваш малыш поражал гостей стихами и песенками, не разучивайте их как урок. Лучше почаще повторяйте их вместе с ребенком. Малыш быстро и легко запоминает то, что ему интересно, что преподносится в игровой форме.

Ближе к семи годам у ребенка начинает интенсивно развиваться произвольная память. В его жизни появляется все больше событий, которые требуют включения механизма сознательного запоминания. Но, чтобы заставить свою голову напрягаться, ребенок должен иметь веские основания. Излишне говорить, сколь отрицательными мотивами являются страх, боязнь наказания, плохая оценка, осуждение окружающих. Самые эффективные “движущие силы” - любопытство, интерес, увлеченность, желание вырасти в глазах авторитетного взрослого, Это нужно помнить учителям и родителям младших школьников, которые только учатся “дружить” со своей произвольной памятью.

Предложенные ниже игры и тесты предназначены для детей разного возраста – все зависит от уровня развития ребенка.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ РЕБЕНКА

ЧТО ИСЧЕЗЛО?

 

Расставьте на столе 5-10 предметов (например, книгу, игрушку, карандаш, тарелку, линейку, часы). За 1 минуту дети должны внимательно изучить их и постараться запомнить. Затем малыши выходят из комнаты, а взрослый прячет какой-то предмет или меняет два из них местами. Детям нужно обнаружить, какие произошли изменения.

“СЛОВОМ – НА СЛОВО”

Взрослый быстро диктует детям слова, а малыши на каждое слово придумывают ассоциацию. Затем, когда все слова прочитаны, ведущий диктует их еще раз, игроки же должны придумать новые ассоциации и при этом не повториться. И так несколько раз.

Спонсор статьи: мужские портфели.

Например:

 

 ВЕДУЩИЙ ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ 3 ВАРИАНТ 4

  

 Сад Цветы Яблоня Огород Птица

Шум Самолет Переменка Дождь Гам

Озеро Лебеди Лилии Кувшинки Брызги

Цирк Клоун Шапито Укротитель Аплодисменты

Веселье Салют Музыка Смех Радость

 

“СТИШОК – АССОЦИАЦИЯ”

Взрослый читает стихотворение, а ребенок рисует в альбоме ключевые слова. Затем по этим “опорам” все вместе стараются вспомнить теекст. Вот как дети зашифровали некоторые строки стихотворения Виктора Лунина “Когда я взрослым стану”.

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

Кричать, по лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке,

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану!

С помощью этой игры можно запомнить любой стихотворный текст.

 

“ПИКТОГРАММЫ” 

 

Взрослый диктует слова и словосочетания (например, золотая осень, перелетные птицы, холодный ветер), а дети простыми рисунками стараются изобразить то, что он называет. Через некоторое время малыши должны вернуться к картинкам и вспомнить, что в них зашифровано.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ

И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Эти тесты позволяют судить о способности ребенка к целенаправленной деятельности. 

 

МЕТОДИКА “10 СЛОВ”

Подберите 10 одно- и двухсложных слов, не связанных между собой по смыслу, и предложите ребенку игру: “Я буду говорить слова, а ты постарайся их запомнить. Когда я закончу, повтори столько слов, сколько сможешь”.

Прочитав слова первый раз, зафиксируйте количество правильно названных малышом слов (порядок не имеет значения). Скажите ребенку: “Я снова повторю слова, а ты назови все, что запомнил в прошлый раз и сейчас”.

Перед третьим и четвертым повтором достаточно сказать: “Послушай еще раз”. Не забывайте записывать количество правильно названных слов. Перед пятым повтором скажите: “Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постарайся повторить, как можно больше”.

Через несколько минут попросите ребенка снова вспомнить слова, которые он слышал.

Эксперимент должен занимать не более 5-7 минут.

Хорошо, если ребенок запомнил 5-6 слов после первого прочтения, 8-10 – после пятого и 7-9 – после отсроченного воспроизведения.

Если вы заметили, что малыш после пятого повтора вспомнил меньше слов, чем после второго или третьего, это говорит о том, что он страдает астенией – повышенной утомляемостью, при которой его внимание и память быстро истощаются. Таким образом нервная система “охраняет” организм от перегрузки, включая механизмы торможения. Этим деткам тяжелее сосредоточиться на одном деле, произвольное запоминание дается им с трудом. Иногда причинами являются нервные и умственные перегрузки, которые испытывает ребенок. Например, посещение чрезмерного количества кружков и секций, стремление, во что бы то ни стало, быть отличником, давление со стороны родителей или учителей. Если вам кажется, что ваш ребенок страдает астенией, обязательно обратитесь к детскому психологу.

МЕТОДИКА АССОЦИАЦИИ

Понадобится 16 карточек с картинками (например, столовый прибор, школьная парта, булка, расческа, солнце, озеро, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, труба с дымом, карандаш) и 5 слов (например, пожар, дождь, труд, палка, еда).Разложив карточки на столе и выяснив, все ли изображения понятны и известны ребенку, скажите: “Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть слово, а ты выбирай карточку, которая поможет тебе его запомнить. Слова, которые я называю, тут не нарисованы, но картинки, которые тебе их напомнят, на карточках есть”.Например, скажите ребенку слово “пожар”. И если он медлит с выбором карточки, помогите ему вопросом: “Что здесь напоминает тебе о пожаре?” Если малыш все равно не может сделать выбор, покажите ему карточку, на которой нарисовано солнце, жаркое, как пламя пожара. Затем называйте остальные слова. Выбрать карточку ребенок должен за 1 минуту. Если малыш картинку не подобрал, переходите к следующему слову.

Хорошо, если ребенок подобрал карточки (ассоциации) ко всем словам и вспомнил с их помощью 4-5 слов.

 

МЕТОДИКА “25 КАРТИНОК”

Подберите 25 цветных картинок одного размера с хорошо знакомыми ребенку предметами (подойдут карточки детского лото) и покажите ему их одну за другой. Каждую картинку показывайте около 3-х секунд. Затем попросите малыша назвать предметы, которые он запомнил.

Хорошо, если 5-6-летний ребенок запомнил 6-7 картинок, а 6-7-летний – 8-9.

СТАТЬИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЖУРНАЛОМ “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>