Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Жизнь с агрессивным ребенком

Детский психолог Валерия КУКСА

Агрессия и ее причины.

Существует много определений агрессии. Одно из них, таково: агрессия есть активная форма выражения эмоций человека, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев – одно из основных и важнейших эмоций человека. Агрессия не бывает без эмоции гнева. Рассмотрим ее происхождение.

У только что родившегося ребенка уже может определиться состояние, когда он доволен и, когда недоволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В два месяца легко выделитьиз общего состояния недовольства эмоцию гнева. Чт о же становится причиной появления гнева у младенца? Одна из первых причин –боль. Многие исследования подтверждают предположение о том, что боль является врожденным пусковым механизмом гнева и, возможно, агрессивного поведения. Переживание гнева создает побуждение к действию, а не само действие. А вот будет ли это действие агрессивным зависит от: индивидуальных особенностей ребенка и особенностей его ближайшего окружения. Гнев вызывает и любое ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс. Ограничение физической свободы также является причиной гневной и агрессивной реакции. Уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками.реагирует гневноймимической реакцией, а семимесячный способен установить источник ограничения и выдать агрессию по отношению к этому источнику.

Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является “нельзя”, которое родители говорят ему при попытке освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти “нельзя”. Родители могут припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты, а также на их количество.

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источниками гнева. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их объяснение человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им неконфликтных состояниях винит, например, брата, сестру или маму, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

Не большое, приятное отступление - серьги для маленькой девочки на darizoloto.ru.

Препятствие в достижении цели также может являться причиной гнева. например, малыш сосредоточенно занят игрой, а родители уводят его за обеденный стол, то такое вмешательство, естественно, будет воспринято, как препятствие, ограничение и вызовет гневную реакцию. кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Замечено, например, что в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе и другим тоже способно вызвать гнев и агрессию. Здесь хотелось бы заметить, что часто в ситуации подавленности, разочарования одновременно с эмоцией гнева возникают и эмоции отвращения и презрения. И комплекс из этих трех эмоций специалисты называют состоянием враждебности. При частом возникновении такого состояния жизнь превращается в череду ссор и конфликтов.

 

 

 

 

 

 

Почему ребенок становится агрессивным?

Последние исследования в области изучения агрессивности человека плоказали, что на формирование данной черты влияет четыре момента:

  1. негативизм матери (ее отчуждение от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
  2. терпимость матери по отношению к агрессии ребенка по отношению к другим детям и взрослым (тоесть оощрение такого поведения);
  3. суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  4. индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).

Лишь 1/4 от перечисленного относится к врожденным особенностям, а 3/4 – к социальному окружению ребенка, в котором основная роль отводится матери. Поэтому следует помнить, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своим собственным.

Нормальная агрессивность, как она проявляется?

Агрессивное поведение – это нормальное явление в развитии ребенка, и есть разные стадии его формирования и проявления. Они могут то затухать, то проявляться с новой силой. надо относиться к этому без излишней паники и следить за своим поведением, так как пройдет этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой вашего ребенка, зависит только от родителей.

Перечислим последовательности изменения нормального агрессивного поведения у маленького ребенка.

  • Новорожденный ребенок, если он голоден сердится на весь мир.
  • Годовалый малыш, разозлившись на маму может ударить ее.
  • В полтора года ребенок уже может сдержать гнев, он “отведет душу”, затопав ногами или упав с криком на пол.
  • Двухлетний ребенок, не задумываясь, ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку.
  • В три года малыш уже немного вежливее, он скорее начнет спорить с “захватчиком”, во всяком случае, первые несколько минут.
  • Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру: “Пиф-паф” - стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль другим людят нельзя, что выразить свои эмоции можно в словах и игре (при условии, что этому его научили родители) это и есть процесс социализации, ребенок постепенно вписывается в общество.

Критерии агрессивности

Ребенок:

  1. часто теряет контроль над собой;
  2. часто спорит, ругается со взрослыми;
  3. часто отказывается выполнять правила;
  4. часто специально раздражает людей;
  5. часто винит других в своих ошибках;
  6. часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  7. часто завислив, мстителен;
  8. чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течении не менее, чем шести месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленых признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаклов агрессивности, необходима помощь специалиста-психолога или врача.

Особенности проявления и агрессии малышей от рождения до тех лет.

  • Младенцы очень чувствительны к состоянию мамы. И если мама испытывает раздражение, злость, то и ребенок это чувствует и будет соответственно реагировать всем своим существом. Следует помнить, что младенец постоянно учится, для него все ново в этом мире, и он пробует разные способы взаимодействия с ним. И укус может быть очередной попыткой установить контакт с мамой.
  • К семи месяцам ребенок учится владеть своим телом, и его действия становятся более разнообразными: он может кидать игрушки, дергать маму за волосы. Обычно это связано с препятствиями, соданными взрослыми на пути к достижению цели.
  • Гневная реакция часто возникает у детей на одевание. И лучшее средство решения - этой проблемы - постараться спокойно отвлечь внимание ребенка от самого процесса одевания.
  • Около года год ребенок начинает ходить, возможности освоения мира увеличиваются, а вместе с ними увеличиваются проблемы его родителей, остро встает вопрос дисциплины. Годовалый ребенок – исследователь. Его привлекает все, что встречается на пути. И если ему препятствовать в этом, он будет сердиться, может стукнуть маму, укусить, упасть на пол, громко плакать, кричать, вырываться. Чтобы этот период в жизни семьи прошел относительно спокойно, рекомендуется соблюдать несколько правил.
 

Первое правило: запретов должно быть немного, пусть это будет пять основных “нельзя”, которые действительно опасны для жизни и здоровья малыша.

 

Второе правило: эти “нельзя”, независимо от настроения родителей, должны быть согласованы. Если мама запрещает, а папа разрешает, то ничего не получится.

     

  • Двух-трехлетние малыши учатся устанавливать контакта с людьми.

На детской площадке, в группе детского сада, как правило, выделяется ребенок, который ведет себя агрессивно – кусается, дерется, обижает детей, отбирает и ломает их игрушки. Прочие мамы постоянно следят за таким ребенком, дабы вовремя защитить своего собственного. В чем же причина такого поведения? Очень важным для развития ребенка является внимание взрослого. Дети, которым не хватает эмоционального контакта с мамой, находят другой способ привлечь ее внимание и внимание других взрослых. От родителей зависит закрепятся эти агрессивные формы поведения или нет.

Игры и занятия с малышами, направленные на снятие агрессии.

Так как гнев лежит в основе агрессии, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлимыми, неразрушительными способами.

  1. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенкуповозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года Это можно заменить купанием в ванне. Дети любят переливать воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
  2. Хорошо снимает напряжение лепка из воска или палстилина. Начинайте обучать малыша мять в кулачке пластилин, глину, как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается и весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обцчайте его с самого начала соблюдению опредленных правил лепки.
  3. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, кричалки, зарядку и т. д. Дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивные эмоции.
  4. Релаксация, расслабление. после подвижной игры необходимы. помогите ребенку “поспать”, “оплавать на надувном матрасе” и т. п. – обеспечьте состояние покоя. Даже если это будет всего одну минуту.
  5. Перед сном, после купания, делайте малышу легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. При том рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж.
  6. Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон – рисование красками.
  7. “Высказаться”, выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего малыша. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.

СТАТЬИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЖУРНАЛОМ “МИР СЕМЬИ”


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>