Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


О талантах ребенка: как их распознать?

Татьяна Козак, психолог

Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

- любит конструировать модели, приборы;

- сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

- может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

- любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

 

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

- поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

- сочиняет свои собственные мелодии;

- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

 

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

  • не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

 

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

- с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

- пластичен и открыт всему новому;

-любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

 

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый школьный материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

 

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

- он очень энергичен и все время хочет двигаться;

- он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

- предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

- кажется, что он никогда всерьез не устает;

- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

 

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;

  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

 

 

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

- в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

- в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

- не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

 

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.

А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона", чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей "нестандартного" ребенка и понимать его проблемы.

 

КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

o Понять ребенка и осознать его неординарность.

o Не игнорировать всю уникальность его данных.

o Не восторгаться им сверх меры.

o Не превращать всю жизнь ребенка в "скачки" для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

o Создать условия для "поощрения" таланта.

o Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.

o Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.

 

o Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.

o Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.

o Учить терпению и поощрять за все старания.

o Тактично, деликатно помогать ему.

o Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

o Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

o Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

o Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

o Учить владеть эмоциями.

o Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

o Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.

o Не возвышать его над остальными детьми в семье.

o Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

o Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

o Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

o Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

o Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.

o Учитывать его индивидуальность.

o Все время ободрять его.

o Тактично обращаться с ним.

o Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

o Считать себя самым счастливым из родителей.

o Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

 

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

o Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

o Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.

o Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.

o Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

o Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.

o Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

o Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

o Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

o Не помогать решать проблемы с воспитателями.

o Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

o Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.

o Драматизировать все неудачи.

o Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

o Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.

o Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.

o Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.

o Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.

o Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

 

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.

6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.

7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.

9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.

11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

14. Я регулярно читаю ребенку.

15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.

24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.

28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни. Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой...


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 

Читайте также:

Ребенок и компьютер - за и против

Какие игрушки нужны детям

Как играть с ребенком в развивающие игры






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>