Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Кризис одного года

Валерия Кукса, психолог

«Все, больше нет сил, - жалуется мама годовалого «с хвостиком» Илюши. У меня уже спина раскалывается от того, что хожу над ним целый день, чтобы не упал, не ударился. Он ведь ни минуты не сидит. Все ему нужно взять, потрогать, погрызть. Я ему сто раз говорю «нельзя», а он смотрит на меня и продолжает шалить. Если запрещаю, Илья впадает в истерику. Абсолютно не хочет слушаться. Ни на минуту не могу его оставить. Сынишка обязательно куда-то залезет, возьмет то, что ему брать не полагается, и обязательно упадет. Наверное, буду его привязывать, как подсказала соседка: на улице - в коляске, дома - в стульчике. Не знаю, что с ним делать, раньшеИлюша таким не был. Другие дети как дети: им сказали, они послушали, стоят рядом с мамой на прогулке и никуда. А у меня… У меня нет больше сил!»
Услышав этот «крик души», одна мама скажет: «Да, трудный ребенок», а другая: «Все нормально, это естественно». И мы скажем: «С крохой все в порядке, он просто взрослеет!» Иными словами, одни и те же перемены в поведении малыша можно оценить и как проблему, и как нормальный, обычный возрастной кризис.

Рассмотрим поведение годовалого непоседы

 «…хожу за ним целый день, чтобы не упал, не ударился. А он ни на минуту не сядет».
Ходить, лазить, ползать, то есть постоянно двигаться - это одна из главных потребностей детей после года. В этом возрасте активно происходит очень важное психофизическое развитие малыша, которое, увы, просто не может обойтись без падений и синяков. Но мама ведь всегда рядом.
 «… все ему надо взять, потрогать, погрызть. … возьмет то, что ему не полагается».
Взять, потрогать, погрызть, бросить и опять взять – так малыш открывает для себя новые предметы, их свойства, свои возможности. Так он познает мир! Новые впечатления, которые служат «пищей» для развития головного мозга, – это тоже одна из главных потребностей развития малышей после года.
 «Я ему сто раз говорю «нельзя», а он смотрит на меня и делает то же самое».
До года все общение ребенка с внешним миром, удовлетворение его потребностей происходило только через взрослого. Но карапуз взрослеет, развивается и хочет научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно. Поэтому уже не мама (а через нее все остальное), а сами предметы притягивают малыша. И этот новый интерес столь велик, что обычное слово «нельзя» ну никак не может пересилить желание ребенка исследовать хрустальную вазу, папины ботинки, мамину косметичку. Другой вопрос, почему эти вещи находятся в поле досягаемости малыша? Их ведь можно просто убрать, и таким образом избавить себя от очередного «нельзя». Если же интерес проснулся к опасным предметам (газовая плита, телевизор), вот тогда и можно познакомить малыша со словами «нельзя», «горячо», «больно». Ограничения в жизни крохи должны появиться обязательно, но их должно быть немного. Иногда родители могут пользоваться безотказным приемом «новизны», то есть переключением внимания малыша на что-то другое. Но делать это необходимо ярко, эмоционально, интересно.

А лучше, поставьте своему ребенку Маша и медведь.

Не пугайте малышей

Познакомимся с двумя девочками – Машей и Катей.
«Маша каждый раз перед прогулкой закатывает истерики: «Не пойду на улицу, я хочу остаться дома». С криком и слезами вытащу дочь, а она еще потом полчаса может стоять возле моей ноги, пока отойдет и разыграется. Раньше такого не было, а сейчас просто невыносимо».
«Мою Катю словно подменили. Она боится взрослых людей, особенно мужчин. Стоит только кому-то с ней заговорить, как она в слезы, в крик. Мне стыдно, что она себя так ведет».
Особенности поведения Маши и Кати действительно можно назвать проблемой. Но виноваты не девочки, а их мамы.
Ситуация Маши.
В спокойной вечерней обстановке мама кормит Машу ужином. В комнате тихо. И вдруг за окном, взорвали питарду. «Мама, что это?» – такой взгляд был у Маши. А мама отвечает: «Это стреляют в детей, которые не слушаются!».
Одной такой фразы достаточно, чтобы в памяти ребенка отпечаталась картинка: на улице стреляют в непослушных детей. Если я не послушаюсь, а потом пойду на улицу, в меня тоже будут стрелять. По-детски это звучит так: «улица - стреляют». Нежелание девочки идти гулять возникло из-за страшного образа улицы, который создала мама, сама того не подозревая.
Ситуация Кати.
«Родители Кати не нарадуются, что они придумали способ заставить дочку слушаться. Это – дядька! «Дядька тебя заберет!» «Сейчас я отдам тебя дядьке, нам такая непослушная девочка не нужна!» «Ты не слушаешься, уходи, собирай свои вещи, пусть тебя дядька заберет!» (и при этом открывается входная дверь).
К сожалению, таким способом запугивания детей пользуются во многих семьях. У Кати в памяти закрепилось: «Дядька заберет!». Вот и боится девочка всех, кто с ней заговаривает на улице, проходит мимо, заходит в квартиру из коридора, куда ее выгоняли.
Таких трудных проблемных ситуаций, как у Кати и Маши, могло и не быть, если бы родители знали, что память детей после года особенно восприимчива к эмоционально окрашенным представлениям и образам. Именно они теперь руководят поведением малышей. Раньше действительно ребенок был весь во власти восприятия, реагировал лишь на то, что видел или слышал в данный момент. Можно было легко убрать из его поля зрения игрушку, и кроха оставался спокойным. После года к восприятию подключается память.
Поэтому родителям, которые знают и учитывают возрастные особенности своих ребятишек, дети не кажутся трудными.

Особенности малыша второго года жизни.
*Потребности:
- в новых впечатлениях, в познании предметов окружающего мира;
- в контактах, внимании, в общении со сверстниками;
- в физической активности (бегать, лазить, падать).
*Эмоциональные образы и представления теперь надолго запоминаются ребенком и начинают влиять на его поведение и реакции.
*Социальная ситуация развития – в частом и полноценном общении с людьми, особенно со сверстниками.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>