Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Кризис трех лет

Валерия КУКСА, детский психолог Центра “Мир семьи”

Малышу  исполнилось три года. Он стал более  самостоятельным, независимым и  активным. Вы, несомненно, это заметили. Почти для всех деток и их родителей  период трех лет трудный. Почему?  

Детские психологи описывают семь основных особенностей (“семизвездие”), характерных для поведения ребенка в период кризиса трех лет.

Как угодно, лишь бы не так!

«В  последнее время  любимыми словами  Егора стали “Не  хочу!” и “Не  буду!”. “Иди кушать”  – “Не хочу!”  - “ Собери игрушки” – “Не буду!”. И так весь день. И в кого он такой удался, думают родители и спешат на консультацию к психологу спрашивать, что же делать с мальчиком, мол, совсем отбился от рук: “В садике про него говорят – “золотой ребенок”. А как только мы приходим его забирать, он сразу становится другим: “Не хочу и не буду!”.

Это негативизм – первая составляющая “семизвездия”. Именно он вынуждает ребенка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Взрослый  может провоцировать приступы негативизма  всякий раз, когда отдает строгий  приказ, например: “Не трогай!”, “Ешь быстро!”. Гораздо лучше сказать: “Не люблю, когда трогают мои вещи!”, “Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!”.

Бывают  такие ситуации просто абсурдные, когда  на любое высказывание взрослого  ребенок отвечает наперекор: “Это холодное” - “Нет, горячее”, “Иди домой” - “Не  пойду” (хотя только что сам просился). Причем малыш отвечает отказом даже в том случае, если минуту назад он сам страстно хотел сделать именно это.

Не путайте  негативизм и непослушание. При негативизме  ребенок поступает наперекор  своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, только мамы или папы, или лишь одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.  

Я так решил!

«Маленькая  Оля буквально  извела домочадцев своим  упрямством. Если уж она чего-то хочет, то взрослые должны тут же все бросить  и исполнять. Мама говорит по телефону, а Оле нужно  именно сейчас читать вместе с ней книгу. Мама моется в ванной, а Оля желает, чтобы ей немедленно сделали «хвостики». Объяснения и разговоры не помогают. Если попросить подождать, будет ныть часами, пока не добьется своего».

Итак, упрямство – вторая составляющая «семизвездия» кризиса трех лет. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.  Малыш делает наперекор другим из-за того, что он так сказал и не хочет менять своего решения. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: “Сказал – не встану, значит, не встану!”

Зачастую  родители используют метод “кто кого переупрямит”, тем самым усугубляя  и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка “в угол”, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Совет: не пытайтесь самоутвердиться в  противоборстве с малышом. Силы не равны.

Пойди туда, не знаю куда

«Лиза давно уже научилась  есть самостоятельно, а также одеваться и раздеваться почти без помощи. Но вдруг девочку как подменили: «Мама принеси!», «Мама, раздень!», «Не буду есть!», «Не хочу играть!» Все ей не так, все не по душе. С родителями Лизе скучно. Она старается сделать им наперекор, чем-то досадить. Ну а если отругать, то такая строптивость проявляется даже с большей силой. В садик идти не хочу, а потом уже хочу, а потом  не хочу уходить...»

Как объяснить  такое поведение девочки?

Строптивость – третья составляющая «семизвездия» кризиса трех лет, очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека. Это протест против самого образа жизни.

Совет: отвлеките его от того, что стало  камнем преткновения, и через пять минут ребенок  неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

Я сам

«Я  сам! САМ! С-А-А-М!”  Именно с помощью  таких слов Кирилл пытается самоутвердиться. Даже если ему говорят: “Уходи, ты не умеешь!», «Оставь – разобьешь» - Кирилл все равно  многое хочет делать самостоятельно. Это сейчас для него важнее всего на свете».
Как объяснить  такое поведение мальчика?

Своеволие – четвертая составляющая «семизвездия» кризиса трех лет. Оно проявляется   в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности – жизненно важная для трехлетних малышей.

Совет: позвольте  малышу попробовать сделать все  самому, даже если вы уверены, что он не справиться. Пусть кроха убедиться  в этом сам.

Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трехлетнего ребенка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.

Бунт  на корабле

«С  каждым днем  протест  Маши против родителей  приобретает новые  формы: то она вермишель  не любит, то причесали  не той расческой, то из садика уходить  не хочет…Если что-то не по ней, тут же “организует” истерику, если мама не поддается – еще одну. В квартире все постоянно ждут – против чего же еще воспротивится Маша. И родители поддаются на ее манипуляции, чтобы хотя бы некоторое  время в доме было тихо».

Как объяснить  такое поведение девочки?

Протест-бунт – пятая особенность «семизвездия» кризиса трех лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате  кроха часто ссорится с родителями.

Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены  в своей правоте.

Не  нужны мне ваши книжки!

«Раньше наш Артем был  очень усидчивым  и любознательным. Мог подолгу сам рассматривать атлас мира, многое в нем уже знал наизусть.  Любил, когда ему читали, учил на память стихи и рассказывал их гостям… Но в один момент он как бы потерял ко всему этому интерес. Сейчас Артему только бы бегать, носиться по квартире и все. Какие там книги!»

Это обесценивание – шестая особенность «семизвездия» кризиса трех лет.

Теряются  старые привязанности ребенка к  людям, правилам поведения, вещам. Ребенок  может начать употреблять бранные  слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.

Совет: существует множество развивающих  занятий для ребенка. Запишите малыша в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

Властелин семьи

“В нашей семье растет маленький деспот. Это Шурик. Он изо всех сил пытается установить над нами власть. Каждый день у нас “схватка” под названием “кто - кого”. Играть так, спать этак, есть вот то, купить, естественно, все и сразу. Складывается   впечатление, что он просто испытывает нас «на прочность».

Это деспотизм – седьмая особенность кризиса трех лет. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет попросту стать “господином положения”.

Если  в семье несколько детей, эту  особенность можно назвать ревностью. Ребенок все также стремится  к власти, поэтому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени ребенку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.  

Не нужно  думать, что все эти черты обязательно  расцветут во сей красе у вашего трехлетки. Помните: кризис трех лет  – это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, - ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего “Я”. Первый признак  – появление в словарном запасе малыша слова “Я!”. Дети начинают себя так называть после двух лет,  поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и раньше.  

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с трехлетним  ребенком

    * Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
    * Не говорить “да”, когда необходимо твердое “нет”.
    * Не пытаться любыми путями сгладить кризис.
    * Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свои силу и превосходство, противодействуя ребенку во всем.  Чуть позже это приведет или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
    * Запомните: все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, многое при этом не понимая. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
    * Чтобы данный этап прошел благополучно, любите ребенка, создавайте ему условия для удовлетворения возрастных жизненно важных потребностей, а особенно – в самостоятельности.

 
Совет 

Малыш упрямится? Например, не хочет есть, хоть и голоден? Не упрашивайте его. На глазах у ребенка накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Скорее всего, кроха сядет рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой полностью съест обед. 

Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 






Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники



Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>